"Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть" (вэй1). Термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).
1. Как связка "делаться", "являться", "быть " вэй1 означает процесс, результатами которого являются конкретные состояния. В Мо-цзы (гл. 40, опр. 85) вэй1 определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово (" для, ради"; ср. рус. "для, деля" - "дело", лат. causa - "для") вэй1 образует этическое понятие целевой ориентации, прямая дефиниция которого также содержится в Мо-цзы (гл. 40, опр. 75): "вэй1 - это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". По-видимому, моисты (см. МОИЗМ) первыми придали вэй1 статус самостоятельного философского понятия, определив его с помощью трех фундаментальных категорий: "знание" (чжи2), "воля" (чжи3) и "действие" (син3) (Мо-цзы, гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления вэй1 была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?) - сам субъект (Мэн-цзы, III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (вэй во) стало синонимом эгоизма. В современной литературе термин "вэй во" используется для передачи понятия "вещь-для-нас" (Ding-fr-uns): "вэй во чжи у".
2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" вэй1 как свои подвиды охватывает: син3 - "действие", "поведение", связанное с этическим нормативом "должной справедливости" (и1), и ши3 - "дело", "служение", связанное с прагматической реализацией "пользы-выгоды" (ли3) (Сюнь-цзы, гл. 22).
3. Вэй1 с оптативным отрицанием у1, выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у вэй), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. "У вэй" предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (вэй у вэй): "Осуществляй недеяние, но не предавайся " (вэй эр бу ши) (Дао дэ цзин, 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.): "Путь Неба - это осуществление (ши8), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это вэй1" (Цянь фу лунь, 32).