Становление албанской литературы началось в 19 в., но сохранилось немало текстов более раннего времени. Римско-католическая крещальная формула на албанском языке была опубликована в 1462, а сохранившийся отрывок перевода Нового Завета некоторые ученые датируют 14 в. Старейшей албанской книгой считается католический требник, опубликованный в 1555 священником по имени Бузуку. Тексты, опубликованные до 1800, представляли собой по большей части религиозную литературу или словари и печатались в Италии. Наряду со скудной печатной словесностью, существовала и развивалась богатая традиция устного литературного творчества.
Середина 19 в. ознаменовалась возникновением нового литературного движения, вдохновлявшегося духом национализма, охватившего бльшую часть Европы. Во времена турецкого владычества не дозволялись ни албанские школы, ни книгопечатание на албанском языке, так что литературная деятельность в основном происходила за рубежами страны. Важнейшие культурные центры находились в Италии, где в Калабрии и на Сицилии осело много албанцев. Из этих землячеств вышло немало поэтов и ученых, писавших на южноалбанском наречии. Наиболее влиятельными из этих авторов были Иероним де Рада (1814-1903) и Д.Камарда (1821-1882). Де Рада был поэтом и вдохновенным проповедником национального самосознания; Камарда выступил первопроходцем в научном изучении албанского языка и фольклора. Кроме книг, оба издавали газеты и журналы, привлекая к участию других патриотически настроенных литераторов. К числу последних принадлежали и два поэта, писавших изысканные лирические стихи, - Зеф Серембе (1843-1891) и Зеф Скиро (1865-1927).
Еще один важный центр албанской культурной и литературной деятельности в последние два десятилетия 19 в. - Константинополь, где много лет жил и работал Н.Фрашери (1846-1900), крупнейший поэт-романтик патриотического направления. Некоторые его произведения, например История Скандербега (поэтическая хроника великих свершений героя албанского средневековья), патриотичны и назидательны. Наиболее яркое выражение творчество Фрашери получило в буколической поэме Стада и пашни.
В конце этого периода творил корифей албанской литературы, священник и поэт Г.Фишта (1871-1940). Более всего известна его эпическая поэма Лютня гор, повествующая о трудах и горестях свободолюбивых соотечественников. Поэма написана восьмисложником, характерным для албанской народной поэзии, и многие отрывки из нее перекочевали в устное творчество.
Даже в самом беглом обзоре нельзя обойтись без упоминания еще двух значительных и влиятельных авторов - Ф.Коницы (1875-1952) и Ф.С.Ноли (1882-1965). Оба провели бльшую часть жизни в Соединенных Штатах и в культурном отношении были самыми космополитичными и искушенными литераторами своего поколения. Блистательный переводчик, поэт, историк и музыкант, Ноли был также религиозным и политическим деятелем. Коница в начале 20 в. издавал в Лондоне журнал "Албания", печатавший материалы на английском, французском и албанском языках и сыгравший важную роль в культурной составляющей националистического движения.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов в поэзии и прозе зазвучали новые голоса. Л.Порадеци (р. 1899) и Э.Количи (р. 1903) положили начало новейшему направлению в албанской литературе. Порадеци многому научился у поэтов-романтиков 19 в., особенно у Н.Фрашери, хотя, в отличие от последнего, не столько воспевал легендарных героев, сколько предавался юношеским грезам о любви, озерах и холмах, о цветах и холодных горных ручьях. Некоторые из лучших его сочинений вошли в сборник Танец звезд. Замечательный мастер стихосложения, Количи вошел также в число лучших современных албанских прозаиков. В свои рассказы он привнес поэтическую интуицию и мастерство отменного стилиста.
В 1930-е годы в Албании царило небывалое политическое и социальное брожение. Старинные предания и привычные стереотипы мышления не выдерживали столкновения с новыми веяниями смутного времени. Крошечная Албания уподобилась сейсмографу, отзывавшемуся едва ли не на все потрясения в странах европейского континента, будь то экономический кризис, наступление фашизма или Гражданская война в Испании. Усомнившись в традиционных ценностях, писатели нередко отвергали какие-то из них, в особенности достояние "отцов", цеплявшихся за идеалы и убеждения минувшего века. Некоторые молодые поэты, в т.ч. Д.Шутеричи (р. 1915) и П.Марко, отбросили и язык, и метрику романтической поэзии и обратились к освоению совершенно новых тем. Важную роль в это время играли литературные журналы "Иллирия" и "Албанский порыв".
Это литературное обновление оборвали оккупация Албании Италией в 1939 и Вторая мировая война. Многие молодые литераторы замолчали, иные угодили в тюрьмы; некоторые покинули родину. Э.Количи вошел в фашистское правительство.
Коммунистический режим открыл очередную главу в истории новейшей албанской литературы - социалистический реализм: и проза, и поэзия обязаны были всецело служить идеологическим целям. Д.Шутеричи, еще до войны ставший известным поэтом, проявил себя как один из ведущих коммунистических романистов послевоенного периода, выпустив двухтомное произведение под названием Освободители. Он опубликовал также много стихов и немало рассказов. Известность получили также Ф.Гьята (р. 1922) и И.Кадаре (р. 1934). Первый написал несколько романов, в том числе Топь. Кадаре в Генерале армии мертвецов и других романах сумел освободиться от шор официальной коммунистической доктрины и писал, как подсказывали ему его собственные убеждения. Хотя в первые послевоенные годы книги многих прежних писателей были под запретом, после смерти Сталина в 1953 в культурной политике партии произошли определенные сдвиги и стали печататься некоторые литературные произведения докоммунистической эпохи. С цензурой и идеологической регламентацией покончили лишь демократические преобразования 1990-1991.