Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Михаил (Богданов) ( 1867 - ? 1925 ), епископ Владивостокский .
В миру Богданов Михаил Александрович, родился 6 ноября 1867 года в Рязанской епархии , в семье священника.
В 1888 году окончил Казанскую духовную семинарию и назначен псаломщиком, а 22 ноября 1892 года рукоположен во священника.
В 1900 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии .
В 1902 году о. Михаил был пострижен в монашество и назначен инспектором Харьковской духовной семинарии , а в 1905 году был возведен в сан архимандрита и сделался ректором Казанской семинарии .
В 1906 году получил степень магистра богословия.
30 августа 1907 года хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии . Чин хиротонии совершали: архиепископ Казанский Димитрий , епископ Нижегородский Назарий и другие.
Вскоре владыка был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии , во внимание к его ученым занятиям по изучению Священного Писания Нового Завета – его книга «Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея» была рекомендована для изучения в учебных заведениях России, – и его архипастырской деятельности в Казани .
Епископ Самарский
с 11 июля 1914 года - епископ Самарский и Ставропольский .
Будучи одним из образованнейших святителей своего времени, владыка Михаил уделял большое внимание образованию подрастающего поколения. По его ходатайству в епархии был учрежден Романовский образовательный фонд, из которого ежемесячно выдавалось 300 именных стипендий одаренным детям приходского духовенства.
С начала Первой Мировой Войны владыка прикладывал все усилия для утешения раненых и устроения многочисленных беженцев, хлынувших в епархию из оккупированных немцами территорий. Заседания комитетов и комиссий, пастырские визиты к страждущим и ответы на поток корреспонденции занимали все время владыки.
Указом Временного Правительства от 15 апреля 1917 года, которым были уволены все кроме одного члены Святейшего Синода , владыка Михаил был вызван на летнюю сессию. [1] Как синодальный инспектор, епископ Михаил приложил усилия для возвращения к власти неканонически смещенного епархиальным съездом Тверской епархии святителя Серафима (Чичагова)
В начале 1918 года, в ответ на притязания большевиков на церквоное имущество, епархиальное управление под водительством владыки выработало текст воззвания о недопущении поругания святынь и организовало 28 января 1918 года многолюдный крестный ход.
8 июня 1918 года Самара была занята чехословацкими силами и власть перешла к Комитету членов Учредительного собрания (Комучу) , но 7 октября года войска Красной Армии вновь взяли город. Владыка Михаил уехал на восток вместе с оступающими белыми силами. По рассказам очевидцев, перед отъездом он зашел за советом или проститься к уважаемому старцу, кафедральному протоиерею о. Валериану Лаврскому . Тот сказал ему: «Пастырь добрый душу полагает за овцы». Но епископ все-таки уехал.
Епископ Владивостокский
С декабря 1918 года епископ Михаил принял на себя управление Владивостокской епархией . Здесь он принимал участие в хиротонии Даниила (Шерстенникова) во епископа Охотского . [2]
Владыка выступал против учреждения самостоятельной Харбинской епархии , которая была все равно утверждена Высшим Церковным Управлением Заграницей , о чем он был уведомлен указом от 29 марта 1922 года.
В сентябре 1922 года епископ Михаил принимал участе в архиерейском совещании прошедшем в Никольске-Уссурийском на котором было решено провести во Владивостоке 22 октября 1922 года Дальневосточный Поместный Церковный Собор , а на нем - создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока . Однако, под ударами большевиков войска Приамурского Земского Правительства были разгромлены и Дальневосточный Собор не мог состояться.
В эмиграции
Епископ Михаил вновь отступил вместе с осколками белых войск и с 22 октября 1922 года проживал при Токийском Воскресенском соборе , в штаб-квартире Русской Духовной Миссии в Японии , принятый архиепископом Японским Сергием (Тихомировым) . 21 ноября 1922 года в Токио епископ Михаил принял участие в хиротонии Павла (Введенского) во епископа Никольско-Уссурийского. [3]
После того как Великое Кантосское землятрясение 1 сентября 1923 года и последовавшие за ним пожары уничтожили большую часть зданий Миссийской штаб-квартиры, епископ Михаил покинул Токио 10 октября и выехал в Харбин . [4]
По некоторым данным здесь же, в Харбине, владыка Михаил скончался 22 июля 1925 года, и был похоронен под сводами Софийского храма . По другим сведениям он был еще жив в 1926 году, и в мае того года принял участие в архиерейской хиротонии Виссариона (Джувани) , происходившей в с ведома Сербской церковной власти в Цетине , Черногория [5] .
Труды
"Речь при наречении его во епископа 28 сентября 1907 г. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 44, с. 1931.
См. также "Изв. Каз. Еп." 1907, № 42, с. 1301-1304.
"Преображение Господа нашего Иисуса Христа". Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея". (Магистерская диссертация). Казань, 1906.
"Слово на Новый год". "Изв. Каз. Еп.", 1907, № 6, с. 160-167.
"Слово перед молебном по случаю освящения железнодорожного моста через Волгу 11 июля 1913 года". "Изв. Каз. Еп.", 1913, № 29, с. 859-861.
"Речь, произнесенная на панихиде по архп. Димитрии Казанском 21 марта 1908 года". "Изв. Каз. Еп.", 1908, № 14, с. 444-446.
Литература
"Церк. Вед." 1907, № 37, 335; 1912, № 8, 49; 1914, № 29, 340.
"Приб. к "ЦВ" 1907, № 44, 1930-1933; 1914, № 29, 1308.
"Прав. Собес." 1907, январь, 20, март, 4; 1909, январь, 12-13 (отчет); 1909, апрель, 222; 1910, сентябрь, 429, ноябрь, 3; 1911, март, 389; 1913, декабрь, 837; 1914, июль-август, 30; 1915, июнь, 293; 1915, ноябрь, декабрь, 491; 1916, январь, 7.
"Изв. Каз. Еп." 1905, № 31, 914; 1905, № 43-44, 14; приложение; 1907, № 25-26, 744-745; 1907, № 36, 1092, № 38, 1154-1158; 1907, № 42, 1293-1300; 1908, № 23-24, 687; 1910, № 7-8, 22; 1911, № 8, 236-238; 1912, № 9, 271; 1914, № 30, 913.
"Мисс. Календ." 1907, с. 135.
Булгаков, с. 1401.
НЭС т. XXVI, с. 727.
ФАМ II, № 51, с. 7.
Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 268-269.
Нестор, архиеп. Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 447.
Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, "Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием," 1930, 1, 12
Чуваков В. Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах , М., 2004, т. 4, 582.
Якунин В. Н., История Самарской епархии в портретах ее архиереев , Тольятти, 1999, 97-107.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 28, 30, 295, 417.
『正教時報』 (Сэйкёо Дзихоо), 15/01/1923, №12-1, 6.
Скурат, К. Е., "Албанская Православная Церковь," Православная Энциклопедия , т. 1, 465-470:
http://www.pravenc.ru/text/64036.html
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1528
Владивостокская епархия, «Управление епархией в 1917 - 1991 годах»:
http://vladivostok.eparhia.ru/eparhia/new/upr/
Попов, А. В., "ПРАВОСЛАВИЕ: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЕНА «РУССКОЙ СМУТЫ»":
http://www.antibr.ru/studies/ao_rptsgv_k.html
[1] Русская Православная Церковь ХХ век., 28 апреля, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/060428183224.
[2] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, с. 447.
[3] 『正教時報』 (Сэйкёо Дзихоо), 15/01/1923, №12-1, 6.
[4] Сергий (Тихомиров), архиеп. Японский, "Освящение Воскресенскаго Кафедральнаго Собора в Тоокёо. С историческим предисловием". 1930. с. 12
[5] См. Скурат, К. Е., "Албанская Православная Церковь," _Православная Энциклопедия_, т. 1, 465-470, http://www.pravenc.ru/text/64036.html
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент