"Выбирай не невесту, а сваху", - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.
Свахи первой .категории действовали абсолютно бескорыстно и добросовестно, не щадя сил и времени. "Люди женятся, а у нас глаза светятся" - вот их девиз.
"У генерала была двоюродная сестра... У кого есть в Москве двоюродная сестра, оседлая и довольно богатая, тот может жениться почти на всякой невесте, если он имеет чин и деньги, а она не имеет еще жениха. Генерал вверил свою тайну кузине, та приняла истинно сестринское участие. Месяца два бедная пропадала от скуки, и вдруг, как с неба, свалилось сватовство. Она тотчас послала дрожки за женой одного титулярного советника. Титулярная советница приехала; кузина выгнала из ближней комнаты горничных, чтоб никто не мог подслушать. Через час времени титулярная советница с раскрасневшимся лицом выбежала от кузины и, наскоро рассказав в девичьей, в чем дело, бросилась со двора. На другой день утром в девять часов, двоюродная сестра сердилась на неаккуратность титулярной советницы, которая хотела быть в одиннадцать часов и еще не приходила; наконец, желанная гостья явилась, и с нею другая особа, в чепчике; словом, дело кипело с необычайною быстротою и с достодолжным порядком". (А. И. Герцен. "Кто виноват?").
Свахи же второй категории ради успешного заключения брачного союза могли и соврать, и требовалось с ними держать ухо востро. Меткое народное слово тут как тут:
Сваха ходит собачьей тропой; Сваха лукавая, змея семиглавая; Никто против свахи не соврет; Люди хвастают - не перелезешь, сват хвастает - на коне не перескочишь; Было бы хожено да лажено, а там хоть черт родись; Хвалит сваха чужу сторону, а сама в нее - ни по ногу; Одна только сваха за чужую душу божится. Не выбирай невесту, выбирай сваху!
Сама же русская сваха - личность столь колоритная и своеобразная, что требует отдельного внимания. Русская сваха - это ходячий сборник всех вестей, сплетен, семейных тайн, в которые она проникала неведомо как, с ловкостью, достойной великих сыщиков. Чаще всего свахами становились общительные, предприимчивые особы среднего или пожилого возраста мещанского или купеческого сословия, зачастую вдовы. Обычно это была женщина дородная и румяная с лицом улыбчивым и лукавым, с проницательным или притворно-простодушным взглядом. Говорила сваха скороговоркой, испещряя свою речь пословицами да прибаутками. Удивительно, что тип свахи сохранялся и не изменялся с допетровской поры и к помощи ее прибегали даже во времена не столь отдаленные. Объяснить сие можно, видимо, несомненной пользой свах, несмотря на все "издержки профессии". Являлась сваха живым календарем всех томимых жаждой брака, всех парней и кандидатов в супруги, подростков и девушек, остепеняющейся молодежи, вдов и вдовцов, и без посредничества свах не обходилось ни одно супружество. (У доброй свахи женихи с невестами все на перечете). В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать - какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.
В дворянских и богатых купеческих семьях роспись приданого составлялась отцом невесты в день рождения дочери. "Дочку в колыбельку - приданое в коробейку", - гласит пословица. Сваха обязана была сообщить подробности о красоте и нраве невесты, которую иногда можно было увидеть только в самый день свадьбы. У свахи имелись свои источники информации - гадальщики, приживалки, прислуга, даже квартальный. Опрашивались также и владельцы соседских лавок, да и самими покупателями не пренебрегали. Собрав все нужные сведения, сваха направлялась к заинтересованной стороне. Иногда представлялся аж письменный реестр.
"Елена Андреевна К**, третья дочь купца 2-й гильдии, 19 лет, девица, роста среднего, темно-русая, глаза карие, румян не употребляет, говорит по-французски, играет на фортепиане и на гитаре. За нею приданого 50 тыс. рублей банковым билетом, бриллиантов, серебра, платья и белья голландского на 25 тыс.руб. По смерти отца - каменный дом на Лиговке, обще с двумя замужними сестрами, и капитал в 200 тыс.руб., с ними же нераздельно. Желает полковника, или капитана, но в таком случае гвардейского, не старее 35 лет, черноволосого, не слишком полного, но и не худощавого, высокого роста, чтоб говорил по-французски, не курил табаку и имел кроме жалованья, своих не менее 2 тыс.руб. в год".
"Вдова 25 лет, имеющая до 10 тыс. годового дохода, не имевшая детей, желает хорошего и доброго человека, преимущественно военного или из отставных военных, от 30 до 35 лет, высокого роста, благонадежного здоровья и крепкого сложения; красоты не ищет, но чтобы был не безобразен, черноволос и в усах; табаку бы не нюхал, а курить может; за состоянием также не гонится; может быть и старее несколько 35 лет, но непременно в цветущем здоровье, не бледный и и не худой". (Из кн. "Русский очерк").
По поводу сватовства существовало множество суеверий. Сватовство не полагалось затевать в среду и пятницу. Также несчастливыми считалось 13 число, а 3, 5, 7 и 9 - счастливыми. Ни в коем случае нельзя было, идя со сватовством в дом, вступать в разговоры, а подойдя к дому, следовало незаметно прикоснуться рукой или плечом к косяку и только затем стучать. Во время разговора сваха или сват должны были незаметно дотронуться до ножки стола, "чтоб дело не сбежало".
Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать? Давай свадьбу стряпать!).
В дворянском быту сватовство обычно состояло в беседе с родителями, после чего (если было получено согласие) в залу приглашалась невеста, у которой спрашивали, согласна ли она выйти замуж. Предварительное объяснение с девушкой считалось нарушением приличий. Впрочем, с 70 гг. XVIII столетия молодой человек мог предварительно побеседовать с девушкой на балу или в каком-нибудь общественном собрании. Такая беседа рассматривалась соответствующей приличиям и ни к чему не обязывала.
В том случае, если родители считали партию неподходящей или невесте жених не пришелся по сердцу, отказ делался в ритуальной форме: жениха благодарили за честь, но говорили, что дочь еще слишком молода или,-например, намеревается поехать в Италию совершенствоваться в пении. Случалось, (особенно, если жених был знатный, богатый и немолодой), что сватовство могло осуществиться и без согласия девушки. У последней в таком случае оставалась надежда реализовать свой отказ в церкви.
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье. Отдельным пунктом стояло "Божье благословение", например: "Иконостас красного дерева с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах, и к ним - серебряная лампада". Широкое распространение среди купечества получил обычай давать, помимо приданого, определенную сумму наличными.
Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.