Значение АЛЕКСИЙ ЕЛНАТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АЛЕКСИЙ ЕЛНАТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Алексий Елнатский ( 1886 - 1937 ), блаженный , Христа ради юродивый , мученик .

Память 12 сентября , в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

В миру Ворошин Алексей Иванович, родился в 1886 году в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты храма в селе Елнать .

Когда пришло время Алексею жениться и он собирался уже обручиться с невестой, неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Не захотела девушка последовать его просьбе не посещать вольных собраний деревенской молодёжи, где беседы зачастую переходили в нецеломудренные вольности. Он рассудил, что если, будучи невестой, она его не послушалась, то что же будет когда она станет женой. Отложил Алексей своё сватовство и пошел в Троицкую Кривоезерскую пустынь , расположенную на левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца-Повольского . В течении одного года был он там послушником .

Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на огороде келейку. Любил Алексей уединяться и в лесу на ключе блаженного Симона . Все свободное время он отдавал молитве.

После 1917 года новая власть требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. Понимая власть как учреждение святое, справедливое, крестьяне поставили в председатели уважаемого ими человека - Алексея Ивановича. Став председателем, он не изменил своим привычкам: по-прежнему много молился, посещал церковные службы. Через год приехал председатель, назначенный из города, Алексей Иванович оставил службу и совершенно уединился в своей келье, отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.

В 1928 году Алексей принял на себя подвиг юродства . Теперь блаженный жил, где придётся, никто не знал, где он ночует. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, превратившемся в лохмотья, а подаренную ему одежду тут же раздавал. Своим странным поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезнь, смерть близких. Так, раздетым прошёл он по селу Парфёнову к местным торговцам-сапожникам и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали до исподнего белья.

Задолго до массового закрытия и разрушения храмов блаженный говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару - войну - и часть храмов снова будет открыта, но не надолго. Действительно, в военное время открылось некоторое количество храмов, но в 1960-е годы наступило новое гонение.

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым и отпускали. Уже за 15 лет до смерти Алексею Ивановичу были открыты обстоятельства его кончины. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы . Это было в мае 1937 года. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам - ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Пробыв чуть больше месяца в следственной камере, измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался.

Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 25 сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки . Ныне мощи его почивают во Введенском женском монастыре города Иванова .

В 1993 году блаженный Алексий был прославлен как местночтимый святой Ивановской епархии . Затем, в августе 2000 года, он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Христа ради юродство приял еси и мученическаго венца сподобился еси, и дар пророчества от Бога стяжал еси, за негоже и заключение претерпел еси, святый блаженный Алексие, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати .

Кондак, глас 4

На раскаленные плинфы быв поставлен еси, паче всех Христа Бога возлюбил еси и сердце мучителево любовию своею уязвил еси, о грядущем в его доме несчастье увидев еси, святый блаженный Алексие, и от наших домов молитвою своею напасти отгони и коварство духов злобы разори .

Литература

Дамаскин (Орловский), иером., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним , Тверь, 1996, кн. 2, 329-340.

Федотов, А. А., Ивановская епархия Русской Православной Церкви 1918-1998 годы: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. (Приложения) , Иваново, 1999, 11-12.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г .

Использованные материалы

Страница базы данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":

http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/nm?HYZ9EJxGHoxI...WeCQ

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4745.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.