Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Феодорит Кирский ( 387 - ок. 458 ), блаженный , один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия .
Родился в Антиохии в 387 году в благородном, богатом и благочестивом семействе. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага , почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца . Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 года, когда был взят оттуда против воли и рукоположен в епископа Кирского .
Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии , заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, построил несколько портиков дли народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов , целые поселения евномиан и ариан , так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.
Владыка Феодорит также не редко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте [1] и тринадцать при епископе Иоанне , с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием , он был в особенно тесных дружеских отношениях.
По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в 431 году в Ефесе составлялся уже Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не явились, за что, соборным определением, были лишены церковного общения.
Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским святителем Кириллом. Когда последний написал послание Акакию Беррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры епископ Феодорит убедился в его Православии и навсегда примирился с ним. При этом он не расторгнул однакож личного общения и с Несторием, хотя тот уже был лишен епископского престола и объявлен ересеначальником . За это, по указу царя, Феодорит лишен был права участвовать в соборном управлении Церковью и выезжать за пределы своей паствы.
Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой , возник новый спор Константинопольского архимандрита Евтихия и Дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. В 448 году Поместный Собор в Константинополе осудил Евтихия, но в следующем году состоялся новый Собор в Ефесе , оправдавший Евтихия и низложивший его противников. Феодорит, как один из главных противников евтихианства , был также низложен, а император Феодосий Младший предписал ему оставить свою паству и жить безвыходно в монастыре, где он некогда получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на царские престол Маркиана .
Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в 451 году. На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева. Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему . Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кир , он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около 458 года.
В 553 году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его, как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью, счел православным.
Труды
Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою назидательности, чистотою учения и богатством исторических сведений. В полном составе дошедшие до нас его прозведения были изданы аббатом Гарнье и Сирмондом. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много других, не дошедших до нас, среди которых - Пенталог , Книга о девстве , Книга против Евтихия и Нестория , Книга Иудеев и другие. Дошедшие до нас работы включают в себя:
Вопросы на осьмикнижие [2] и на книги Царств и Паралипоменон - Объяснение некоторых трудных мест в этих священных книгах.
Толкования на все Псалмы , на Песнь Песней , на пророчества Исаии , Иеремии , Иезекииля и Даниила , на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла .
Боголюбец, или история благочестивой жизни - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения , святой воды и благословенного елея .
Речь о любви - написанная в добавление к Боголюбцу , чтобы представленными в той книге примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.
Послания разным лицам - 147 посланий.
Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах - В первой книге Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что воплощение Бога было только кажущееся; во второй - те, которые признавали Христа простым человеком; в третьей - ряд ересей, в частности монтанистов и новациан ; в четвертой - новейшие ереси от Ариевой до Несториевой ; в пятой блаженный Феодорит излагает учение Православной Церкви , как слово обличения всех вообще еретиков.
Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный ) - сочинение, состоящее из трех разговоров против евтихиан . Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов .
Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства, показывающее обширность познаний в философии, глубину мыслей и мастерское владение словом.
Обличение двенадцати анафематств Кирилла - сочинение, написанное по поручению Антиохийского епископа Иоанна , бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви по поводу учения Нестория .
О врачевстве эллинских предрассудков - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе апологию Христианства против идолопоклонников . В нем собано много сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое христиане воздают святым , существенно отличается от почитания, воздаваемого идолам , и что мученики , взятые на небо, в некотором смысле суть наши ходатаи перед Богом и врачи наших душ и тел.
Церковная История - труд, написанный для предания потомству достопамятных событий, случившихся в Церкви Христовой с того времени, до которого довел свое повествование Евсевий Кесарийский . Феодорит имел в виду «описать то, что не вошло в Церковную историю» - т.е. дополнить изложения Сократа и Созомена , повествующие о тех же временах, но преимущественно в Константинопольской Церкви . История Феодорита дополняет их, рассказывая о событиях на Востоке. Труд этот разделен писателем на пять книг и обнимает сто пять лет - период от появления арианства до смерти епископов Феодора и Феодота в 427 году. Время написания истории приходится около 450 года, потому что Феодорит упоминает в ней о спорах Нестория с Кириллом и о появлении ереси Евтихия. Язык истории Феодорита гораздо лучше языка в повествованиях Сократа и Созомена, отличаясь ясностью и возвышенностию.
Использованные материалы
http://www.sedmitza.ru/text/433635.html
[1] В статье с портала http://www.sedmitza.ru/text/433635.html указан епископ "Феодорит", но по имеющимся данным предшественнком епископа Иоанна I на Антиохийском престоле был Феодот. См. Антиохийская Православная Церковь .
[2] Т. е. на пять книг Моисея , на книги Иисуса , Судей и Руфь
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент