(356?459) ? родом киликиец, замечательный христианский аскет. Его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и др. Лет до 18-ти С. пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушел в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохши, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил С. из м-ря. С. переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: "можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею". Затем С. делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всем пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах. В 423 г. он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему С. говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко ? с одиноко пришедшими. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжал счета, а С. продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода. Вероятно, столп С. только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображен на очень древнем рисунке, недавно воспроизведенном Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Думают, что это ? точное изображение столпа С. Ученик С. Антоний едва ли не первый составил его житие (напеч. в издании Клавдиана, "Stylitica", т. 11); затем следует "житие", составленное неизвестным, редактированное болдандистами в acta sanctorum (5 июня) известного издания Ассемани "Bibliotheca orientalis"); греческая его биография составлена, как и все сочинения о нем, по рассказам Феодорита, Феодора-диакона, Евагрия и др. (изд. в 1824 г. Мюнцером в "Miscellanea Hafniensia"). Новейшее сочинение о С. ? Zingerle, "Leben und Werke Symeons des Styliten" (Инсбрук, 1885). Английский поэт Теннисон воспел С. в небольшой поэме "St. Simeon the stylite".
Значение СИМЕОН СТОЛПНИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СИМЕОН СТОЛПНИК
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012