Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве .
Адрес: 111513, Москва , Трифоновская ул., 38
Богослужения: Открыт ежедневно с 9 до 19:00. Каждые субботу и воскресенье совершается литургия в 7:30. Богослужения совершает причт Знаменской церкви в Переяславской слободе
Проход: пешком от м. «Рижская» или «Проспект мира»
Появление храма - предания и исследования
Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля . Был построен как обыкновенный приходской храм.
По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе "Скорая помощь", приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI - начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке - святого Трифона.
Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича . Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой - 1492 годом. Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка "1492 год".
Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.
Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите , поскольку местность Напрудное в его документах называется селом .
Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III . Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III , около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.
Синодальный период
При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом .
После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.
Вскоре в нем появилась безценная святыня - частицы от святых мощей мученика Трифона, которые ранее почивали в Черногорской Боке Которской. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для святых мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы святых мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I . Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона.
В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца , в 1861 году - северный придел святого Филарета Милостивого . В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова , а в обширной трапезной , сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа , митрополита Московского.
Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: " Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж ", - так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед.
После революции
Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон .
В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов , спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе , и П. Д. Барановский . Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны - они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.
Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947 - 1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней .
Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы , где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона - освящен приставной престол.
Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.
Использованные материалы
Лебедева, Елена, "Московская церковь св. Трифона в Напрудном", 12.II.2003:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-trifon.htm
Заграевский, С. В., "Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода", М., 2008, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх :
http://www.rusarch.ru/zagraevsky5.htm
http://xrams.narod.ru/cerkvi_m/04/tvn.htm (фото)
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент