(Ермий) ? христианский апологет. Из заглавия его сочинения "Осмеяние языческих философов" (????????? ??? ??? ?????????) видно, что Э. назывался философом и писал о предмете, хорошо ему известном и некогда ему близком. Сочинение это, судя по внутренним признакам, написано около 200 г. после Р. Х. Обращавшиеся в христианство язычники, хорошо знакомые с языческой философией, относились к ней или с некоторым уважением, ввиду лучших ее воззрений (например, св. Иустин), или с безусловным осуждением (например, Татиан). Э. примыкает ко второй категории христианских писателей. Он убежден, что языческая мудрость философов не только не может идти ни в какое сравнение с мудростью христианской, полученной от самого Бога, но и не заключает в себе ничего истинного. Осмеяние философских систем всех направлений занимает весь его небольшой труд, не оставляя места для изложения христианских истин и защиты христиан. Э. показывает, что языческие философы, несмотря на их многочисленность и присутствие среди них крупных мыслителей, не выработали истинного представления даже о человеке и тем более не могли придти к соглашению относительно основного начала, от которого произошел весь мир. Сочинение Э. издано было в первый раз Зейлером, с его латинским переводом, в Базеле (1553); Ворт издал его, с примечаниями, в Оксфорде (1700); Маран поместил сочинение Э. в своем издании сочинений св. Иустина (перепечатано в VI томе "Cursus completus patrologiae" Миня, греческая серия); новейшее издание ? Отто в IX т. "Corpus apologetarum" (Йена, 1872).
См. прот. П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; перевод апологии Э. на русский язык и предварительные сведения); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II века к языческой философии" ("Вера и Разум", 1886, т. II, ч. II); И. П. Реверсов, "Защитники христианства" (СПб., 1899).