Значение слова ТЕРТУЛЛИАН в Православной энциклопедии Древо

Что такое ТЕРТУЛЛИАН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Тертуллиан (Tertullianus), знаменитый христианский богослов ( III в.).

Полное имя: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс.

Родился в Карфагене ок. 160 года, в семье центуриона; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195 , уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима , дожил "до преклонных лет". В полном расцвете сил уклонился в монтанизм (ок. 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя лучше соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей.

Умер в глубокой старости. Год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы . Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия .

Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории Церкви и интересны в философском отношении.

Некоторые ученые объясняют страстность африканских писателей свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Тертуллиан - типичный христианский писатель начала III века на африканской почве. Он представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей.

Любопытен контраст между Т. и его современником Оригеном . Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания , Т. - старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют вопросы по преимуществу умозрительные, Т. - вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма , Т. увлекса монтанизмом ,- прямой противоположностью гностицизма.

Т. - человек обширного образования, писавший и на греческом языке (греческие сочинения утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркой.

Т.- прямой предшественник блаженного Августина , один из основателей западного латинского богословия; им впервые подняты и разрешены некоторые догматические вопросы.

К сочинениям Т. относят и такие которые по всей вероятности, ему не принадлежат, напр. "De execrandis gentium diis". Все произведения Т. можно разделить на два периода: кафолические и монтанистские. По содержанию в том и другом периоде можно различить три группы - сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические.

К некоторым вопросам Т. возвращается и это дает возможность определить изменение его взглядов. Признаки по которым можно отнести сочинения Т. к монтанистскому периоду, заключаются в упоминании пророчеств Монтана , Максимилы и Присциллы , ссылках на Параклет ( Святой Дух ), особом значении признаваемом за постом , осуждении второго брака и бегства во время гонений на веру, строгом отношении к вероотступника, жаждущим быть принятыми вновь в христианскую общину, нападки на "психиков" (т.е. "кафолических" христиан) с обвинениями в потакании слабостям и порокам. Строгое разграничение сочинений Т. по указанным группам невозможно, т.к. некоторые сочинения, написанные в период монтанизма, имеют своей задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфически монтанистского.

К первому периоду относятся сочинения Т. касающиеся внутренней христианской жизни, как то о молитве ("De oratione"), о крещении ("De baptismo"), покаянии ("De poenitentia") и терпении ("De patientia") - добродетели, которой сам Т. не обладал. В них мы встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней . Смысл ее Т. видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого жертвоприношения . Любопытны указания на обычаи первых христиан, в коих ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написано против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Т. смотрит на крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как присотворении мира, так и в особенности при крещении.

Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т. о зрелищах ("De spectaculis") и об идолопоклонстве ("De idolatria"). Здесь Т. старается определить отношение христианина к язычникам. Идолопоклонство - величайший грех . Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией , так как она демонического происхождения; христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в язычестских праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т.д.

Одно из важнейших сочинений Т. - его апологетический трактат "Liber apologeticus", в котором он весьма искусно ведет защиту христианства. Он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, причем ссылается на известное письмо императора Трояна к Плинию, запрещающее розыск христиан. Возводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов более не верят. Истинная сущность языческой религии - демонизм . Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном возрождении людей принявших христианство. Мнение язычников, что все несчастья в истории объясняются ролью христиан, - ложно.

В сочинении "De testimonio animae" ("О свидетельстве души") Т. требует свободы совести и свободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеет политического характера, и потому не может рассматриваться как антиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает христианское учение по сравнению с языческой философией; справедливая оценка христианской морали чередуется с суровыми приговорами языческой философии, созданной демонами и не давшей никакого познания; если в языческой философии и встречаются прблески истины, то они заимствованы из Священного Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили Татиан и др. апологеты.

К первому же периоду деятельности Т. относятся сочинения об украшениях женщин, о втором браке. Вопрос о смешанных браках и о втором браке должен был, по необходимости, занимать первых христианских писателей - и Т. к нему возвращается позднее.

Видное место в деятельности Т. занимают сочинения против еретиков: в трактате "De praescritione haereticorum" он рассматривает ересь как зло, допущенное Богом и проистекающее по преимуществу из философии. Всякая ересь есть новшество, которое не может быть обосновано учением апостольским.

Ко второму периоду творчества Т. относятся "De corona militis", "Ad Scorpiase", "De pallio", "De verginibus velandis", "De exhortatione castitatis", "De jejunio adversus psychicos", "De monogamia", "De pudicitia", "Adversus Hermogenem", "Adversus Valentinianos", пять книг "Adversus Marcionem", "Adversus Praxeam", "De anima", "De carne Christi", "De resurrectione carnis".

Характерный принцип монтанизма заключался в признании, что откровение Спасителя и апостолов еще не закончено, а завершается последовательно благодаря воздействию Святого Духа . В сочинениях, трактующих об отношении христиан к язычникам, Т. тщательно стремится к устранению всего языческого. Например он защищает ("De corona militis") солдата-христианина, отказавшегося возложить на свою голову венок. Он порицает христиан, старающихся бегством спастись от мученичества, требует, ссылаясь на Писание, природы и церковной дисциплины, что-бы христианские девушки носили бы не только на улицах, но и в церкви покрывало, запрещает вступление во второй брак, требует поста , ставшего необходимым вследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но полезного и как средство, преохраняющее от гнева Божия.

В трактате о стыдливости "De pudicitia" Т. устанавливает 7 смертных грехов : убийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние и разврат. Только грехи, совершенные до крещения, могут быть прощены церковью; после крещения церковь может прощать лишь легкие грехи, но не смертные; первые заслуживают наказания, вторые - вечного осуждения; лишь божественное милосердие может дать прощение смертного греха. И мученики за веру не могут отпускать смертные грехи.

Сочинение Т. против ереси Гермогена , Валентина , Маркиона имеют большое значение для истории церкви и ересей. Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности, божественного Откровения и человеческого разума. Учение Христа сделало излишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость в науке. Христианин на должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешено апостолам. Всякий христианин-ремесленник нашел Бога, в то время как Платон утверждает, что трудно найти строителя мира.

Противоположность веры и знания выразилась в знаменитой формуле, приписываемой Т.: credo quia absurdum est ("Верую ибо нелепо"). Из древних писателей только стоики , в особенности Сенека , нравятся Т. Причина этой симпатии понятна: в мышлении Т. мы встречаемся с попыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики, т.е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом .

В этике у Т. тенденции дуалистические , в теории познания - сенсуалистические , в психологии - материалистические . Чувства не обманывают, все существующее - телесно; даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело; бессмертная душа точно так же телесна. "Нет ничего бестелесного, кроме того, чего нет". Если бы душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя. Таким образом, Т. является представителем традуцианизма в противоположность креацианизму (творению души) и теории Платона о предсуществовании. Все души людей суть отпрыски души Адама. Качества души наследственны, чем иобъясняется первородный грех. Бог един, вечен, свободен; Св. Дух произошел из Бога, как луч солнца из солнца. Бог первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Мир не вечен, а сотворем Богом из нечего.

Литература

Тертуллиан и его сочинения, СПб., 1842; К. Попов.

Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия, Киев, 1880; Н. Штернов.

Тертуллиан, пресвитер Капфагенский, Курск, 1889.

"Христианство", энциклопедический словарь, т. 3 , Москва, 1995 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.