Значение СОФОНИЯ (СОКОЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое СОФОНИЯ (СОКОЛЬСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Софония (Сокольский) (+ 1877 ), архиепископ Туркестанский и Ташкентский .

В миру Стефан Васильевич Сокольский, родился в селе Эсько Тверской губернии в семье священника.

Первоначально обучался в Бежецком духовном училище .

В 1817 г. поступил в Тверскую семинарию .

В 1823 г. по окончании курса семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .

В 1827 году закончил курс академии со степенью магистра.

6 сентября 1827 г. пострижен в монашество , 8 сентября рукоположен во иеродиакона , 11 сентября - во иеромонаха , а 16 сентября определен профессором Тверской семинарии .

С 11 февраля 1828 г. - инспектор той же семинарии.

16 февраля 1829 г. переведен инспектором Вологодской семинарии и профессором философии. В том же году 30 марта назначен управляющим Вологодского Спасо-Каменного монастыря , а с 7 декабря исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей.

29 ноября 1831 г. переведен инспектором и профессором в Архангельскую семинарию .

19 июля 1832 г. назначен ректором Архангельского духовного училища ; в том же году определен присутствующим Архангельской консистории и строителем Пертоминского монастыря .

10 мая 1835 г. переведен ректором в Орловскую семинарию .

28 июня 1835 г. возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Мценского Петропавловского монастыря , а с 28 августа - присутствующим в Орловской консистории.

5 мая 1839 г. перемещен ректором в Подольскую семинарию ; 2 июля назначен настоятелем Каменецкого Свято-Троицкого монастыря , а 5 июля присутствующим в Подольской консистории и цензором проповедей.

В сентябре 1840 г. утвержден вице-директором Тюремного комитета.

11 декабря 1843 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия.

10 апреля 1844 г. назначен ректором Ярославской семинарии , 20 августа определен настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря .

26 апреля 1845 г. назначен присутствующим в Ярославской консистории, в июле - благочинным монастырей Ярославской епархии, 21 сентября того же года переведен ректором Тверской семинарии , а 15 ноября назначен присутствующим Тверской консистории.

13 февраля 1847 г. назначен ректором Могилевской семинарии и настоятелем Могилево-Братского монастыря , а 28 апреля - присутствующим Могилевской консистории и цензором проповедей.

С 11 февраля 1848 г. - настоятель посольской церкви в Константинополе .

4 мая 1853 г. возвратился в Россию.

2 октября 1855 г. назначен настоятелем посольской церкви в Риме .

7 мая 1860 г., согласно прошению, уволен от должности настоятеля посольской церкви в Риме.

29 сентября 1861 г. командирован Св. Синодом в г. Ереван по делу присоединения к Православной Церкви персидских и турецких несториан.

3 марта 1863 г. хиротонисан во епископа Новомиргородского , викария Херсонской епархии.

12 ноября 1871 г. переведен епископом Туркестанским и Ташкентским на только что тогда открытую архиерейскую кафедру в Туркестане (резиденцией был г. Верный - ныне Алма-Ата).

16 сентября 1877 г. возведен в сан архиепископа по случаю 50-летия служения его Св. Церкви в священном сане.

Скончался 26 ноября 1877 г. Погребен в г. Верном .

Человек больших природных способностей, трудолюбивый, любящий свою родину, прекрасный хозяин и администратор, всесторонне образованный. Много потрудился на миссионерском поприще. Был настоятелем посольских церквей в Риме и Константинополе, перевел на русский язык яковитскую литургию, горячо любил науку и оставил немало научных трудов. Известен отличным знанием и строгой точностью исполнения Устава.

Его идеалом была затворническая жизнь, мечтал принять схиму и облюбовал себе место на Афоне, но как человек долга, не мог отказаться от обязанностей, которые возложила на него Церковь. Писатель и проповедник.

Труды

Слова и речи (2 тома), 1876.

Современный быт и литургия христиан инославных - иаковитов и несториан.

О несогласии Церкви Армянской и Вселенской Православной, перевод с греческого. Одесса, 1867.

Два письма к Иннокентию Борисову (изд. Н.И. Барсовым в Христ. чтен., 1886).

Из дневника по службе на Востоке и Западе.

Литература

Путинцев М., прот. Воспоминания о Софонии, еп. Туркестанском (Душеп. чтен., 1884, ноябрь, с. 249-285; декабрь, с. 383-423).

Его же Известия о Преосв. Софонии, еп. Туркестанском (Иркутск. еп. вед", 1872, № 31, с. 322-396).

Спасский А. Старо-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви (Богосл. вестн., 1898, май, с. 240-243).

Родосский А. Слов. восп. СПб. дух. акад., с. 468-473.

Савваитов П.И. Бумаги Онисифора, архиеп. Екатериносл., и воспомин. о нем, 1873.

Карион, еп. Церк.-ист. очерк основ. в Херсоне викариатства и его жизнедеят. Одесса, 1905, с. 99-106.

Булгаков, с. 1415, 1416.

Толстой Ю., № 377.

Строев П., с. 341, 490-491, 499, 552, 918, 1027.

Списки архиереев, № 377.

Херсон. еп. вед., 1872, № 6.

Самар. еп. вед., 1875, № 18, с. 431, 1880, № 19, с. 292-294.

Приб. к Ц. В., 1905, № 16-17, с. 734.

Изв. Казан. еп., 1873, № 16, с. 492.

Странник, 1872, январь, с. 11, апрель, с. 46.

Рус. старина, 1879, март, с. 565 п/с.

Рус. архив, 1903, кн. 3, № 9, с. 95.

Летопись Е. А., с. 845.

БЭС, т. II, с. 2100, 2195.

ЭС, т. XXXI (кн. 61), с. 7.

РБС, т. XIX, с. 154-162.

Церк. вестн., 1887, № 40 и 48.

Иркут. еп. вед., 1872, № 31, с. 396.

Н. Д., с. 75, 79.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_162

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.