Значение НИКОН (СОФИЙСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое НИКОН (СОФИЙСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Никон (Софийский) ( 1861 - 1908 ), архиепископ Карталинский , Экзарх Грузии .

В миру Софийский Николай Андреевич, родился 14 мая 1861 г. в селе Озарниково Чухломского уезда Костромской области в семье священника. Детство свое он провел среди крайней нужды и всякого рода затруднений. Когда ему было три года умер его отец.

Начальное образование он получил в Солигаличском училище, а среднее - в Костромской духовной семинарии .

27 августа 1882 г. был назначен надзирателем Макарьевского духовного училища .

20 февраля 1883 г. рукоположен во священника .

С февраля 1883 г. священник с. Мамонтово Макарьевского уезда.

9 мая 1884 г. он потерял жену и это, тяжко поразившее его обстоятельство, дало направление дальнейшей судьбе: он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию .

В 1887 году пострижен в монашество .

В 1888 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии .

30 марта 1891 г. определен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .

Педагогическую деятельность его характеризовал один из старейших наставников Владимирской семинарии в следующих чертах: "Привязывая к себе сердца наши обаянием своего общения и любовью к нам, вы с другой стороны твердо и мудро держали пред нами и знамя дарованной вам власти. Действуя всегда прямо и открыто, но без шума, сохраняя постоянно ровный благородный тон, вы невольно подчинили нас своему начальственному влиянию и тому строю, который крепко держали в своих руках. И тем охотнее и свободнее мы сами подчинялись ей, что видели в вас блюстителя справедливости и законности и в области прерогатив, исключительно предоставленных усмотрению и совести начальника. От того ваша власть над нами не была каким-либо бременем, а только средством возбуждающим и ободряющим; нам служилось при вас легко, - легок не потому, что являлась возможность легкого отношения к своим обязанностям, а потому, что вы умели делать и самые трудности для нас легкими и нечувствительными"...

Один из его учеников вспоминал: "Его речь не отличалась внешним блеском; она была отрывиста, вдумчива, проста и местами даже смела и рискованна. Это не было робкое повторение учебников и чужих мыслей, а было собственное, выношенное, оригинальное... Цель своего служения юношеству иеромонах Никон полагал не в удовлетворении всякого желания учащихся, но в том, чтобы содействовать развитию в них доброго и искоренять все дурное".

При прощании с воспитанниками Владимирской семинарии будущий владыка говорил: "Я наказывал лишь для сохранения целого заведения и сотен питомцев его, следуя словам великого иерарха русской земли, говорившего: всегда нужно смотреть, как бы минуя одну личность, не погубить все целое", и примеру врачей, которые для сохранения жизни человека, отрезают больные члены... Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью я всегда растворял милостью; лишь непосвященным в дело они казались сухой правдой. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда я совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто видя не видел и слыша не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности".

На его жизнь покушался один из воспитанников. Когда этот воспитанник был арестован, то архимандрит сам поехал хлопотать за него и добился его освобождения. А впоследствии, когда стал епископом, назначил его псаломщиком.

В 1891 - 1898 гг. - цензор " Владимирских епархиальных ведомостей ".

8 марта 1898 г. хиротонисан во епископа Вольского , викария Саратовской епархии.

С 6 февраля 1899 г. - епископ Нарвский , викарий Санкт-Петербургской епархии.

С 10 декабря 1901 г. - епископ Вятский и Слободский .

В Вятке преосвященный прослужил три года и проявил неутомимую энергию, отзывчивость к нуждам простого народа, прямоту, мужество и все те качества, которые его отличали с первых шагов его служения Церкви.

Стремление стать в близкие отношения к своей пастве побуждали его совершать частые и трудные поездки по огромной епархии. Здесь он своей живой общедоступной проповедью производил на православный народ, а также и на раскольников глубокое впечатление. Одним из последних действий преосвященного в Вятке был призыв, с которым он обратился к духовенству об оказании помощи теплыми вещами русским воинам на Дальнем Востоке.

27 ноября 1904 г. - епископ Владимирский .

Во Владимирскую епархию преосвященный принял назначение с особенной радостью. Здесь ему были знакомы и лица и условия, с которыми приходилось работать. Не склоняясь пред сильными мира, он всюду становился на защиту Церкви и бедного сельского духовенства, из среды которого сам вышел. Со своими подчиненными был кроток на словах, оставлял за ними неоцененное право возражать себе и прекословить, когда с ним не соглашались, и охотно признавал противное мнение, когда основательность его была доказана.

За короткое время своего пребывания на Владимирской кафедре Преосвященный Никон все-таки успел положить начало одному хорошему и большому делу, именно: постройке нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено уже место в лучшей части города.

Много раз Святейший Синод возлагал на него трудные поручения ревизора епархиальных управлений, как, например, Калужской, Пермской, Екатеринбургской епархий. Высокопреосвященный Никон был личностью сильной, выдающейся среди русского епископата.

6 мая 1906 г. возведен в сан архиепископа и 9 июня того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским , Экзархом Грузии .

По прибытии в Тифлис его отказались встречать грузинские священнослужители, с первого дня объявив ему бойкот, старались игнорировать его и «возбуждать в грузинских газетах против него грузинскую нацию путем сообщения небывалых фактов, дабы расстроить и вывести его из равновесия». Епископ Горийский Петр в своей официальной речи приветствия открыто пригрозил ему, призвав Экзарха жить в «мире» с грузинами, так как «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов».

Экзарх Никон в своей ответной речи спокойно и веско изложил программу деятельности в Грузии . Он сказал, что автокефалия не есть конечная цель Церкви и окончательное решение принадлежит Собору, но, тем не менее, необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению. «В деле спасения все состоит в соблюдении заповедей Божиих, а не в церковной независимости того или другого христианского народа.. »

С первых же шагов своей деятельности владыка обнаружил замечательный такт и дальновидную мудрость. Не смущаясь демонстративно выраженным ему бойкотом, он повел дело так, как будто не замечал этого. Владыка обнаружил неподдельный интерес к грузинскому народу и грузинской церкви" он выписал из семинарской библиотеки все книги, относившиеся к церковной и гражданской истории Грузии, а также поручил приобрести для него учебники грузинского языка, дабы овладеть им. Взгляд Экзарха на вопрос о грузинской автокефалии вытекает из идеи о существе Церкви: он находит целесообразным русскую и греческую часть населения присоединить к русским епархиям, а грузинской части экзархата предоставить известную долю самостоятельности. Он проводил это решение с осторожностью, ибо считал, что всякое необдуманное разделение в данном случае грозит обратиться в раздирание хитона Христова, что есть великий грех перед Господом. Никон желал, чтобы в нравственном сознании ревнителей самостоятельной Грузии отслоились мирские стремления от жажды религиозной, и вопрос самостоятельности перестал быть орудием политических страстей.

Когда в Грузии кипели против всего русского ненавистью, он был исполнен по отношению к Грузинской Церкви благих намерений. По его инициативе было приступлено к ремонту знаменитого памятника грузинской церковной древности - Мцхетского собора , на что он исходатайствовал у Св. Синода значительные средства - более 30.000 рублей. По его инициативе начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Эти два дела так важны, свидетельствуют о таком доброжелательстве к вверенной ему церкви, что могли бы составить славу всякого церковного деятеля.

Чувствуя доброжелательное и мудрое отношение к своим проблемам, грузинское духовенство постановило снять бойкот и, не признавая в нем законного архипастыря Грузии, стало, однако, входить с ним в административно-служебные отношения. Всю тяжесть положения, которую приходилось переживать Экзарху на негостеприимной окраине, он сносил стоически, изредка сообщая в письмах знакомым: «О себе и не знаю, что сказать, живу как жил, работаю как работал. Нет помогающих мне, а все ждут ошибок и промахов. Поэтому всегда в напряженном состоянии духа».

28 мая 1908 г. он был убит злоумышленниками. Архиепископ Никон, собираясь к отъезду в Петербург на заседание Святейшего Синода, пришел в синодальную контору. В вестибюле по обыкновению толпились люди. Неожиданно раздались выстрелы, после первого выстрела экзарх обернулся к палачам, в этот миг пуля сразила его. Неизвестные злоумышленники скрылись.

По-видимому, сам владыка ожидал трагического конца от «хищных волков» Кавказа. Уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г. Владимира . Воля мученика была исполнена.

В последний его приезд в Петербург (1907 г.) в беседе с земляками говорил: «может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келий, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?»

Награды

бриллиантовый крест для ношения на клобуке (6 мая 1907 г.).

Труды

Речи, слова и поучения.

Софийский Л.И. "Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский". СПБ, 1909, ч. II, с. 255-440. (Атобиографические записки Экзарха Никона).

Литература

"Церк. Ведом." 1898, № 7, с. 29, 1899, № 8, с. 45, 1901, № 50, с. 403, 1904, № 49, с. 513, 1905, № 21, с. 251, 1906, № 18, с. 207, № 24, с. 323, 1907, № 18, с. 121.

"Приб. к "ЦВ" 1908, № 22, с. 1028-1032 (Некролог), № 24, с. 1133-1135 (Погребение).

"Мисс. Календ." 1907, с. 136.

"Русск. Паломн." 1908, № 25, с. 398.

"Церк. Вестн." 1891, № 15, с. 235, 1908, № 23, с. 712-713, № 26, с. 807.

Вятские епархиальные ведомости. 1902. № 2.

"Истор. Вестн." 1908, июль, с. 379.

"ЖМП" 1958, № 12, с. 53.

"Красн. Архив" 1928, т. 26, с. 121, 125.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1908 год", с. 228-229.

Скворцов Д.И. "Памяти высокопреосв. архиепископа Экзарха Грузии" (1861-1908 гг.). Тула, 1909.

Булгаков, с. 1396, 1398, 1399, 1412.

А. К-в. "Памяти Высокопреосв. Никона (Софийского) Экзарха Грузии". Некролог. "Церк. Вестн." 1908, ? 23, с. 693-696.

БЭС т. I, стб. 593, 686.

БЭЛ т. III, стб. 1184, т. IX, стб. 45.

НЭС т. XXVIII, стб. 607.

P. Hauptmann, Unter dem Weinrebenkreuz der heiligen Nino, Kirchengeschichte im Uberblick, in: Kirche im Osten 17(1974)29.

J.W. Cunningham, A Vanquished Hope 137f, 141, 148, 169.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1692

http://www.voskres.ru/podvizhniki/nikon.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.