Значение ВАРШАВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВАРШАВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве (недейств.)

Строительство собора

Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И. В. Ромейко-Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у императора Александра III . По словам И. В. Ромейко-Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведени храма денежных средств. Значительную часть их составили добровольные пожертвования со всей России . Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л. Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г.

2 июня 1894 г. архиепископ Флавиан освятил место под строительство, а 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именины государя, в присутствии И. В. Гурко совершил закладку собора во имя "небесного покровителя наших царей". Третий камень положил св. Иоанн Кронштадтский , который стал крупнейшим жертвователем на постройку (13500 руб.). В постройке автору помогали академики архитектуры В. А. Покровский и П. А. Феддерс, епархиальный арх. В. Н. Покровский.

В соборе имелись два боковых придела: южный, во имя Св. Николая, и северный, во имя Свв. Кирилла и Мефодия. Величественная 70-метровая столпообразная колокольня напоминала колокольню Ивана Великого Московского Кремля, её вершина которой стала самой высокой точкой города.

В соборе проходили важнейшие события в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г. , всенародное моление о здравии наследника цесаревича, на которое собрались все учащиеся всех учебных заведений Варшавы; празднование 300-летия Дома Романовых.

Александро-Невский православный собор, стал “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице.

1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н. В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.

К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В. М. Васнецову , иконы были написаны В. П. Гурьяновым и многими другими русскими иконописцами. Живописное убранство исполняли крупнейшие русские художники: Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Кошелев, А. П. Рябушкин и др.; мозаики – известная мастерская Фроловых. Общая стоимость постройки с живописью составила громадную сумму 3 087 027 руб. 26 коп., храм вмещал 2,5 тыс. чел.

На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

Главный престол "с редкой торжественностью" был освящен 20 мая 1912 киевским митрополитом Флавианом во имя благоверного великого князя Александра Невского. “Созидая сей храм, - сказал архиепископ Варшавский и Привисленский Николай , - его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.

Превращение в костел и последующее разрушение

Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы. Александро-Невский православный собор был оккупационными властями превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха . Первая католическая служба в "костеле св. Хенрика" состоялась 25 февраля, лютеранская – 5 марта. На хорах установили орган, на месте главной алтарной преграды – алтарь (иконы эвакуировали перед оккупацией в Россию), с куполов сняли позолоту.

В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне - кладбищенской на Воли и приходской на Праге . Фактически была решена и судьба грандиозного храма на Саской площади, который польские искусствоведы даже объявили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Официальных “причин” оказалось слишком много, и хотя сейчас все они выглядят по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.

Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву . Год за годом процесс разрушения собора нарастал. Решением сейма от 2 июля 1920 г. "в связи с экономическими трудностями" дело разборки было отложено. Попытки спасти его ни к чему не приводили. Не помогли даже громкие протесты в польском Сейме и Сенате. Вот, например, что говорил в Сенате летом 1924 г. православный сенатор В. В. Богданович: “Достаточно пойти на Саскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучаючи их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора... Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...”

Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложени другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела...

Однако собор был обречен. Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, использу тактику “малых взрывов”, число которых составило в общей сложности 14 800 (!).

К 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, известный польский историк и культуролог, наличием “в определенные исторические моменты” неких “национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. ...

Во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора (яшмовых колонн, подаренных императором Николаем II ). “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах... Финским кирпичом замостили тротуары..

Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется...”

Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе XX столетия христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша , разрушение православных святынь началось значительно раньше. Вслед за ликвидацией в первые два года существовани независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924 - 1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископская кафедра св. Патриарха Тихона . Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.

Настоятели

Антоний (Марценко) (не ранее июля - не позднее октября 1922)

Использованные материалы

Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская, Александро-Невский собор в Варшаве :

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...=289

Берташ, А. В., Православная Варшава в 1920 – 1930-е гг. :

http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=6546

Историй и фотоматериалы разных лет

http://szhaman.livejournal.com/175290.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.