Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Священное Предание (άγιά παραδώσις, sacra traditio), второй из двух первоисточников христианской веры. Священное Предание, как и Священное Писание , есть учение самого Иисуса Христа и апостолов , преподанное ими Церкви устно, а позже — написанное.
Такими письменными органами Священного Предания ныне служат:
1) символы веры древнейших поместных церквей, каковы символы:
церкви иерусалимской , записанные св. Кириллом Иерусалимским в надписаниях его огласительных слов;
церкви антиохийской , текст которого приводит в своем сочинении против Нестория Иоанн Кассиан ;
церкви александрийской , помещенный Александром , епископом Александрийским, в его "Окружном послании" по поводу ереси Ария ;
древний символ римской церкви , сохраненный блаженным Иеронимом , и др.
Все эти символы содержат в себе "апостольские догматы", "апостольскую и непреложную веру церкви, которую церковь хранит по преданию от самого Господа через апостолов из поколения в поколение". Русский перевод этих символов и исследование о них см. в издании профессора И. В. Чельцова: "Древние символы, так называемые апостольские, сохранившиеся в разных церквах от трех первых веков", в "Христ. чтении", 1869—1870 и отдельно.
2) " Правила апостольские ", принимаемые восточной церковью в качестве канонических в числе 85 (по определению Трулльского собора ), а западной — в числе 50. Они не были написаны самими апостолами , но в них содержится несомненно практика времен апостольских; они издавна были в общем употреблении во всей церкви, хотя собраны в одно целое не ранее IV в. См. изданную Св. Синодом "Книгу правил" (исследование о них в "Христианск. чтении", 1841) и монографию И. А. Стратилатова: "Древность и важность апостольских правил" (указаны и лучшие монографии о них в литературе западной);
3) вероопределения и правила св. соборов вселенских и тех поместных , которых авторитет признан Шестым Вселенским собором . В древних текстах они изданы на Западе, а на русском языке (параллельно с греческим текстом) — Московским обществом любителей духовного просвещения в 1876 — 1884 г.
4) "Исповедания веры" или "вероизложения", сделанные отдельными отцами церкви по разным поводам. Таковы символы св. Григория Неокесарийского , Лукиана мученика, Василия Великого , Софрония Иерусалимского , так называемый символ Афанасьев, изложение православной веры Григория Паламы , патриарха Константинопольского Геннадия, Мелетия Мега, три догматических послания константинопольского патриарха Иеремии к лютеранам (1576—81) и др.
5) "Деяния" вселенских и поместных соборов [1] .
6) Древние литургии , из которых многие происходят от апостолов. Русское издание их — в "Христ. чтении" и отдельно, с учеными исследованиями о них (СПб., 1874 и след.).
7) Акты мучеников , особенно древнейших (св. Игнатия, св. Поликарпа и др.), составленные непосредственными свидетелями их страданий, во время которых мученики нередко подробно излагали догматы христианского учения. Древнейшие редакции их изданы на Западе Рюинардом и др.
8) Творения св. отцов и учителей церкви, из которых иные толковали древние символы или подробно излагали церковное учение (Григория Нисского — "Слово огласительное", Кирилла Иерусалимского — "Огласительные и тайноводственные поучения", Дамаскина — "Богословие" и др.); особенно много сделали св. отцы для выяснения христианского учения в своих "беседах" и "словах", произнесенных в храмах, и в отдельных "книгах", содержащих объяснение Св. Писания Ветхого и Нового Заветов.
9) Древняя практика церкви, также отчасти воспроизведенная в письменности; она касается священных времен (посты, праздники и т. п.), священных мест, священнодействий, обрядов и т. п.
Священое Предание Православная Церковь называет устным "Словом Божьим", столь же важным в качестве источника веры, как и Слово Божие письменное — Священное Писание , и считает его необходимым руководством для правильного разумения Св. Писания.
Признаки, по которым узнается истинное священное, или апостольское, Предание, суть:
1) внутренние или отрицательные — отсутствие внутреннего противоречия, а также противоречия другим несомненным преданиям и согласие или сообразность со Св. Писанием;
2) внешние, или положительные. Истинно апостольским преданием признается лишь то, которое, по источникам, восходит до апостолов и которое существовало в церквах, основанных апостолами, а также то, которое считали за апостольское предание отцы церкви III , IV и V вв., все или многие, в особенности же то, чего держится вся вселенская Церковь.
Смысл церковного учения о Священном Предании выразили еще Тертуллиан ( "что у многих обретается единым, то не измышлено, а предано" ) и Викентий Леринский ( 435 ), который говорит: "что все или многие единодушно и постоянно, как бы по какому предварительному соглашению своих учителей, приемлют и содержат, то должно считать вполне достоверным и несомненным... Во что всегда, везде, во все верили (quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est), то истинно" .
От священного, или апостольского, Предания Церковь отличает предание церковное, куда относятся сочинения лиц, не авторизованных ею, по истории церкви, а также древние и позднейшие агиографические записи местных устных сказаний. Так как в устной передаче рассказ, переходя от одних поколений к другим, видоизменяется и часто обращается в легенду, то всю область этого церковного предания Церковь относит в область богословской науки, а именно церковно-исторической критики, определяющей условия и признаки истинности предания.
Литература
"Введение в Богословие", митроп. Макария (изд, 5., СПб., 1884, стр. 339 и след.)
"О преданиях, как источнике религии", в "Христианском чтении" (1829, т. XXVI).
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/082/82679.htm
[1] русское издание — Казань, 1859—77
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент