Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Святой Дух - согласно учению Святого Писания , есть третье Лицо, или третья Ипостась Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы .
Он предвечно исходит от Бога Отца (Ин. 15:26), пребывает в Сыне (Рим. 8:9), посылается в мир от Отца Сыном (Ин. 15:26).
Он есть истинный Бог (Деян. 5:3-4), имеет одно естество с Богом Отцом, от Которого Он происходит вне времени (Ин. 15:26). По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им (Мф. 28: 19 и др.). Посему Он получает поклонение и прославление вместе с Отцом и Сыном и наравне с Ними. По своему существу Он одно с Богом Отцом и с Богом Сыном (1 Ин. 5:7).
Будучи истинным Богом, Дух Святой имеет и все божеские свойства, кроме личных свойств Отца и Сына , а равно божеские действия, например: всеведение (Ин. 14:26; 1 Кор. 2:10-11), вездесущие (Рим. 8:9), вечность (Ин. 14:16), всемогущество (1 Кор. 12:7-11), творение (Пс. 32:6; Иов. 33:4), пересоздание или возрождение душ (Ин. 3:5-7), очищение людей от греха, оправдание их и освящение (1 Кор. 6:11), промышление о мире (Пс. 103:30), приведение людей к тому, что они делаются чадами Божиими (Рим. 8:14-16), совершение чудес (Мф. 12:28), предсказание будущих событий через пророков (2 Пет. 1:19-21), содействие людям в совершении добрых дел (Рим. 8:26; Мф. 10:20).
Учение о Духе Святом открыто людям с ясностью только во времена Нового Завета в словах Иисуса Христа и писаниях святых Его апостолов .
Бог один в трех лицах; Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой, будучи особыми Лицами, должны иметь особые свойства, которые отличали бы Их одного от другого. Эти свойства принято называть личными свойствами. Они состоят в следующем. Бог Отец не имеет для Себя причины: Он не рожден, не происходит от другого божеского Лица; Бог Сын рождается от Отца (Ин. 1:14; 18; 3:16; Евр. 1:4,5); Бог Дух Святой исходит от Отца (Ин. 15:26). Отсюда личное свойство Отца - нерожденность, личное свойство Сына - рожденность, личное свойство Духа Святого - исходность.
Как происходит рождение Сына и исхождение Святого Духа, чем отличается рождение от исхождения, святые отцы и учители древней Церкви считали для ограниченного ума людей непостижимым, но замечали только, что различие между Ними, без сомнения, есть, что это - два особые образа бытия, которые смешивать не должно, что этими особыми образами бытия и отличаются друг от друга Лица Святой Троицы (в этом смысле вполне ясно высказались различные отцы и учители древней Церкви, напр. св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , блаж. Августин , св. Иоанн Дамаскин и др.).
Это учение было внесено в Никео-Цареградский символ с соблюдением подлинных слов Святого Писания и было общим достоянием всей древней христианской неразделенной Церкви.
В Римо-католицизме , а затем и в протестантизме учение о Святом Духе было искажено (см. " Филиокве ").
Использованные материалы
"Христианство", энциклопедический словарь, т. 3 , Москва, 1995 г.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент