Значение РАФАИЛ (ТЮПИН) в Православной энциклопедии Древо

РАФАИЛ (ТЮПИН)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Рафаил (Тюпин) ( 1886 - 1937 ), иеромонах , преподобномученик .

В миру Тюпин Борис Георгиевич.

Память 28 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родился 20 июля 1886 года в селе Юрты Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина и в крещении был на­речён Борисом. Начальное образование он получил в сельской школе.

В 1912 году поступил в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и исполнял здесь послушание повара.

В 1914 году началась Первая мировая война , и он был приз­ван на фронт. Вскоре после начала военных действий он был ранен и попал в лазарет, а затем на окончательное излечение был направ­лен в Оптину Пустынь, при которой в те годы был устроен госпи­таль. По выздоровлении он остался в монастыре.

После закрытия обители безбожниками в 1918 году был снова мо­билизован на фронт, но заболел и был оставлен в Ливнах , откуда уехал в Москву.

В 1922 году в Златоустовском монастыре был пострижен в монашество с именем Рафаил.

В 1926 году рукополо­жен во иеромонаха .

С 1927 года он служил в храме в селе Латынино Калужской области.

17 июля 1930 года он был награждён наперсным крестом .

В 1930 году был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" в селе Шарапово Лопаснинского [1] района Московской области. У иеромонаха Рафаила был на иждивении брат Василий (1860 г.р.).

Был ревностным пастырем и молитвенником; сла­ва о нем, как о святом человеке, молитвы которого слышит Гос­подь, быстро распространилась среди крестьян, и они стали обра­щаться к нему с просьбой помолиться и за советами. И власти ре­шили арестовать священника, псаломщицу, церковную старосту и двух активных, с их точки зрения, прихожан, обвинив их всех в том, что они "развалили два колхоза; в связи с обострившейся меж­дународной обстановкой распространяли слухи о войне и в связи с этим неизбежности свержения советской власти, использовали женщин-кликуш, распространяли слухи о наказании крестьян в связи с переживаемыми затруднениями за якобы безбожие, в церк­ви совершались антисоветские проповеди, для подкрепления якобы исцелил прокажённую..."

14 апреля 1932 года был арестован и заклю­чён в тюрьму в городе Серпухове . По обыкновению в качестве сви­детелей были вызваны представители местной власти - секретарь Шараповского сельсовета и председатель колхоза, которые показа­ли, что приехавший в Шарапово священник "сколотил в приходе определённую группу лиц, расставил силы настолько хитро и ум­но, чтобы личной агитации не было заметно..." Говорил в церкви на проповеди: "Мы переживаем голод, потому что забыли Христа и идём по стопам антихриста, нужно христианам опомниться и пой­ти по Его стопам - Бог все простит" . А также на проповеди го­ворил, что "урожай всякий полей сейчас пропадает, потому что ва­ши бабы засоряют их абортами, далее говорил, чтобы верующие не забывали Бога и не шли по стопам антихристов" . Один из вызванных к следователю жителей, высказав своё мне­ние, что священник их села настроен антисоветски и против колхо­зов, далее стал говорить, что священник во время проповеди в церк­ви сказал: "Верующие, неужели вам не стыдно в такой престольный праздник работать и не посещать Божий храм; дрова заготавливать можно в другой день... Господь вас не простит за это, вспомните, когда некоторые жгли иконы и радовались, за это их Бог наказал, по­бил морозом весь хлеб и травы. Я вам напоминаю, что такое отно­шение к церкви не останется для вас свыше безнаказанным" .

Но особенный интерес вызвало у сотрудников ОГПУ исцеление отцом Рафаилом бесноватой. Были опрошены жители села, которые все свидетельствовали о недуге несчастной женщины, которую в мо­мент беснования едва могли удерживать несколько человек, а когда подводили к причастию в церкви, то ее с трудом могли удержать четверо сильных мужчин. Относительно чуда исцеления были опро­шены верующие и неверующие, и все подтвердили подлинность чу­да. Все свидетельствовали, что до исцеления больная "не могла да­же воды принести и вообще ничего не делала, а сидела дома как глупая. Но после того, как она пришла из Шарапова, то стала все рабо­тать и никакой боли уже не чувствовала".

Был вызван на допрос относительно происшедшего чуда и отец Рафаил, он сказал следователю:

"В отношении исцеления, то я го­ворил и говорю, что не я исцелил, а Иисус Христос исцелил. Я только Его служитель. Происходило так: недели две тому ко мне в церковь пришла во время службы жена одна с мужем из Новоградова... которую до причастия вели семь человек, и она кричала на все лады, и молящиеся, которые были в церкви, заплакали... и про­сили меня помочь этой женщине, я им только сказал — молитесь, верующие, и Господь поможет... я ее раза три отчитывал — ей лег­че стало... Верующие долго молились, и, когда этой женщине лег­че стало, она уже сама подошла к причастию, и после этого она с отцом и матерью собрались и ушли. Заданий я ни от кого не полу­чал, чтобы это исцеление состроить, а что было, я сказал и больше ничего не знаю... В чем-либо виновным себя не признаю. Я есть служитель храма, у меня на это призвание и от этого я не уйду..."

3 июня 1932 года тройка при ПП ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорила его к трём годам ссылки в Казахстан .

По отбытии ссылки он вернулся в Москву и получил назначение в один из храмов в Черневском районе Московской об­ласти, где прослужил до 1936 года и был направлен в храм в Ша­ховском районе той же области.

В 1937 году отца Рафаила напра­вили служить в храм в Серебряно-Прудском районе. Здесь он про­служил три месяца, пытаясь добиться регистрации местными влас­тями, но после того, как власти отказали ему в регистрации, он сно­ва пришёл в Патриархию и был направлен в распоряжение Нижего­родского митрополита Феофана (Тулякова) , резиденция которого тогда находилась в городе Семенове. По-видимому, и здесь власти отказали священнику в регистрации, и митрополит поручил ему за­ведовать хозяйственной частью епархиального управления. В августе 1937 года митрополит Феофан был арестован, отец Рафаил выехал в Патриархию в Москву и получил назначение в приход Смоленской области. Но когда он прибыл туда, власти от­казались его регистрировать. После этого иеромонах Рафаил оста­вил все попытки устроиться служить на приходе: он поселился в деревне Маклино [2] Малоярославецкого района Московской области и стал зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом.

Во второй половине 1937 года начался последний период крова­вых гонений на Русскую Православную Церковь, коснувшийся вся­кого архиерея, всякого священника, всякого монашествующего и мирянина. Для обоснования ареста иеромонаха Рафаила сотрудниками НКВД были допрошены свидетели - председатель колхоза, конюх и шестнад­цатилетний комсомолец, сын хо­зяев, у которых отец Рафаил сни­мал комнату. Они подписались под протоколами допросов, напи­санных следователем, что свя­щенник, живший в их селе, со­вершал молебны в домах кресть­ян, крестил новорождённых, со­бирал маленьких детей и застав­лял их молиться. Сын хозяев ре­шительно заявил, что священник "терроризировал население сво­ей проповедью против колхозно­го строя, разлагал колхозную дисциплину. С моей стороны бы­ло заявлено в милицию, но до се­го времени никаких мер не принимали к священнику Тюпину. Тюпин является социально опасным для населения и колхозного строя" . Председатель сельсовета, давая для сотрудников НКВД харак­теристику на священника, написал, что тот "является социально опасным для колхозного строя. Население просит изолировать его с территории Маклинского сельсовета", "вел работу против того, чтобы колхозники не ходили на колхоз­ную работу, чем подорвал колхозный строй... и разложил дисцип­лину в колхозе. Много населения стало ходить в церковь".

29 ноября 1937 года был арестован и поме­щён в одну из тюрем города Москвы. 2 декабря следователь допро­сил его. - Скажите, Тюпин, служили ли вы молебны по домам в деревне Маклино и крестили ли вы тайно новорождённых детей? - Я молебнов ни у кого тайно не служил, а также и детей новорождённых не крестил. - Вы женщин никогда не агитировали пойти в церковь во время уборочной кампании? - Нет, не агитировал. - Скажите, не собирали ли вы малолетних детей и не пропове­довали ли им? - Нет, я детей не собирал и ничего им не проповедовал. - Скажите, в данный момент вы не служите, а для чего и отку­да у вас появились священная Библия, крест и кадило? - Когда я принимал постриг в монашество, то мне давались крест и Евангелие, а кадило я купил в Москве в магазине за три рубля... В зачитанном мне в постановлении обвинении виновным себя не признаю. В тот же день следствие было закончено.

9 декаб­ря тройка НКВД приговорила его к расстрелу.

11 декабря 1937 года был расстрелян и погре­бён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Был причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2006 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

Игумен Дамаскин (Орловский). Оптина Пустынь, годы гонений. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2007.

http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

[1] Ныне - Чеховского района Московской области.

[2] Ныне - район г. Малоярославца.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.