Значение ГАВРИИЛ (КИКОДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ГАВРИИЛ (КИКОДЗЕ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Гавриил (Кикодзе) ( 1825 - 1896 ), епископ Имеретинский , святитель .

Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.) [1]

В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области.

В 1840 - 1845 годах он учился в Тифлисской , а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях . Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия . В том же году он женился и вернулся в Грузию , где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки.

В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: " Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю " и был назначен инспектором той же семинарии.

В 1854 году он был рукоположен во диакона , и в том же году 8 ноября - во священника .

В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители.

6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского , викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии.

2 июня [2] 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру , на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией , которой он управлял до 1886 года.

Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали "апостолом Абхазии ". Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его "мужем великого разума", живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.

Для владыки не существовало различия между просителями: и стар и млад, князь и крестьянин, родственник, знакомый и незнакомец - все были для него равны и равно могли рассчитывать на его помощь, поддержку и защиту. Он не терпел беззакония и безнравственности, почему нередко обличал нечестивых дворян не взирая на их высокое положение.

Так, незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и продолжал с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К. К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице, где стоял его экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно. К. К. и другие главари разошедшихся дворян растерялись: " победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли ", - проговорил взволнованным голосом К. К.

Еще одним примером непреклонности святителя Гавриила служит отказ отпеть в соборе умершего князя, человека безбожного и развратного. Когда его гроб принесли в собор, епископ Гавриил встал на паперти и, повелев положить гроб у ступени, сказал, обращаясь к покойнику: « Зачем ты пришел сюда, ведь при своей жизни ты ни разу не переступил порога храма, что тебе нужно здесь? Теперь уже поздно, ступай, откуда пришел »,— и отказался впустить гроб с покойником в храм [3] .

На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии - Кутаисская .

Епископ Гавриил был милосердным благотворителем, щедро раздавал пособия вдовам и сиротам своей паствы. Он глубоко сочувствовал положению простого народа и старался помочь делу всенародного начального образования. Многим молодым желающим учиться подавал он руку помощи, предоставлял им свой кров и оплачивал их обучение. Он делил трапезу с этими отроками, ведя долгие беседы, дабы пробудить в них добродетельные мысли, взрастить в их юных душах любовь к смирению. Его девизом было: " Ничего нет моего, все принадлежит Богу ". Из дневников епископа Гавриила видно, скольких беспризорных покойников похоронил он, скольких неимущих он одел, скольким он оплатил дорогу, скольким учащимся приобретал учебные принадлежности, скольким больным покупал лекарства. Зимой он нередко посылал анонимно дрова и деньги семьям, потерявшим кормильца.

Простота характера святителя проявлялась даже в одежде, жилище и пище. Нередко посетители, увидев одетого в поношенное монашеское платье старца, принимали его за слугу.

Владыка Гавриил был пылким защитником грузинского языка. Он откровенно и бесстрашно боролся со всеми, кто ущемлял права его родного языка. Гавриил считал, что именно язык является " основным элементом индивидуальности народа " и что любой народ, лишившись родного языка, лишен индивидуальности и традиций. Такое настроение владыки часто сталкивало его с русским экзархом Евсевием и стяжало святителю репутацию "неблагонадежного" у властей.

С другой стороны, у святителя находилось немало недоброжелателей среди грузин. Он получал письма с обвинениями в неправедности, несправедливости, безнравственности, амбициях, и распродаже церковного достояния. В 1885 году был убит его секретарь, известный публицист Евстафий Мчедлидзе (Бослевели) . Письма с угрозой получил и владыка. В то время он решил-было покинуть Грузию, но все же остался. Впослдствии он писал: " Моей душевной слабостью было то, что испугался. Но не только за себя я боялся, ибо я уже стар, и жить осталось недолго. Если бы меня убили, какой позор пал бы на весь народ, предавший своего пастыря ".

В последние годы у владыки Гавриила началась сильная внутренняя брань, часто мучили его страшные видения - враг рода человеческого начал последнюю битву, дабы духовно победить физически ослабшего старца. За день до кончины владыка непрестанно повторял молитву: " Боже, милостив будь ко мне грешному ". Замечательно его посмертное распоряжение, облагодетельствовавшее многие церковно-просветительские общества и учреждения в Кутаиси - все свои сбережения он распределил с благотворительной целью. Скончался он 25 января [4] 1896 года со словами: " Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ". Необыкновенно суровая зима свирепствовала в том году в Западной Грузии. Дороги были завалены снегом и невозможно было перевезти усопшего из Кутаиси в Гелати . Стали ждать погоды, а до тех пор тело владыки Гавриила упокоили в Кутаисском соборном храме.

46 дней прощалась вся Грузия с епископом Гавриилом и за все это время тление не коснулось усопшего. Было опубликовано прощальное обращение епископа Гавриила, в котором владыка давал отпущение грехов всей пастве и сам просил последнего прощения у всех. Погребен он был в Гелатском монастыре . Его погребение было великим духовным торжеством; собралось до 3000 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии.

Труды

Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю (магистерская диссертация).

Основание опытной психологии .

"О вере и неверии," Прав. Обозр. , 1863, № 3.

"Обозрение Абхазских и Сванетских приходов," Православное обозрение , 1867-1870.

"Путевые записки за 1870-1873 годы," Прав. Обозр. .

"Черты религиозно-церковного быта Имеретии: (Из отчета в Православное обозрение за 1873)," Православное обозрение , 1873, т. 3.

"Сванетия и Мингрелия. Миссионерские записки," Православное обозрение , 1874, т. 3.

"Приветственная речь в кафедр. соборе в Кутаисе," Церковные ведомости , 1888, № 43, 1179.

"Слово на день Введения во храм Пресвятой Девы Марии," Русский паломник , 1893, № 48, 766-767.

Проповеди (на русском языке) 2 тома, 1893.

Проповеди (на английском языке) 2 тома.

Проповеди (на грузинском языке) 2 тома, 3-е изд.

Слова и речи , Кутаиси, 1893.

"Слово о сострадании к животным," Приб. к "ЦВ" , 1893, № 43, 1537.

О воспитании детей .

Путевые записки еп. Гавриила. Обозрение Абхазских и Самурзаканских приходов .

Прав. Обозр. , 1873, т. I, 433-449, 477-481, 524-536.

Отчет о деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе .

Самар. ЕВ , 1880, № 2, 27; № 3, 43.

Литература

Приб. к "ЦВ" , 1893, № 43, 1537; 1896, № 6, 212; № 9, 330.

Самар. ЕВ , 1894, № 3, 51.

Труды К. Д. А. , 1888, сентябрь-декабрь, 181-182.

ЦВ , 1895, № 48, 1537-1540.

Христ. Чтен. , 1873, январь-апрель, 762-764.

Прав. Обозр. , 1868, ноябрь-декабрь, 323, 448; 1870, январь-декабрь, 227, 393; 1872, март, 443; 1873, март, 524; т. 3, 118-122; 1874, т. 3, 69-71.

Рус. Архив , 1893, кн. 1, 406.

Церк. вопросы в России рус. дух. вед. , Браил, 1896, 56, 190.

Прав. Собес. , 1905, июль-август, 22.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1895 г. , 94-95.

Списки архиереев Иерархии Всероссийской , СПб, 1896, № 354, 46.

Родосский, А., Биографический словарь , 95.

Мануил, архиеп., Каталог русских архиереев , ч. 2, 1959.

Волков, В., сост., Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия , Загорск, 1961, ч. 1.

Родосский, А., Словарь воспитанников СПб дух. акад. , 95.

Булгаков, 1399, 1400.

Толстой, Ю., 45/354.

БЭЛ , т. ?, 46, 47.

НЭС , доп. т., 486.

ЖМП , т. ?, 114, 115.

ФКМ .

Использованные материалы

Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 69-72. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе:

http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=13

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4744

Рафаил (Карелин), архим., "Мтацминда," 16 июня 2008:

http://www.pravoslavie.ru/smi/461.htm

Saint Herman Calendar 2009 , 11.

[1] 25 января указано как дата памяти в англоязычном издании житий о. Захарии Мачитадзе и в Германовском календаре на 2009 год. 13 декабря - в статье архимандрита Рафаила (Карелина) "Мтацминда" и русскоязычном интернет-издании житий о. Захарии.

[2] Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4744. В житии у о. Захарии Мачитадзе указано 2 июля.

[3] Рафаил (Карелин), архим., "Мтацминда," 16 июня 2008, http://www.pravoslavie.ru/smi/461.htm

[4] Так в житии у о. Захарии Мачитадзе. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4744 - 26 апреля.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.