Значение МЕЛХИСЕДЕК (ПХАЛАДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо

МЕЛХИСЕДЕК (ПХАЛАДЗЕ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мелхиседек III (Пхаладзе) ( 1876 - 1960 ), католикос - патриарх всея Грузии .

В миру Пхаладзе Михаил.

Родился в Тифлисской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. Его отец, будучи человеком небогатым, стремился, однако, дать своим детям образование. Когда Михаилу исполнилось девять лет, он был отдан в Телавское духовное училище , а затем продолжил свое образование в Тифлисской духовной семинарии . Уже здесь стало видно что он человек необыкновенных дарований - за всю историю Тбилисской семинарии он был единственным учеником, который никогда не получал другой оценки, кроме высшего балла [1] .

Из семинарии Михаил вышел первым учеником и затем поступил в Казанскую духовную академию , которую окончил в 1900 году кандидатом богословия. Его способности отмечал известный богослов Несмелов , желавший, чтобы молодой человек остался при академии и занимался научной работой. Будучи студентом, Михаил настолько хорошо овладел греческим, что переводил на грузинский язык Геродота (эти переводы хранятся в библиотеке Тбилисского университета), а помимо того, самостоятельно изучил высшую математику. Он разработал оригинальный метод вычисления пасхалий , имеющий значение для исторической хронологии. Еще до принятия сана, являясь преподавателем математики, Михаил разрабатывал также математическую теорию шахмат. Будущий патриарх сохранил эту любовь к точным наукам и в последующие годы. Кроме того, Михаил проявил себя церковным композитором и оставил несколько музыкальных литургических произведений, в том числе Херувимскую песнь.

По завершении образования Михаил какое-то время был преподавателем в духовных школах.

В 1915 году, принял священство и служил в Подольской епархии , а позднее, когда Грузинская Православная Церковь объявила о восстановлении своей автокефалии , возвратился на родину.

Овдовев, отец Михаил в 1925 году принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был возведен сначала в сан архимандрита а затем хиротонисан во епископа Алавердского . В 1927 году был назначен на Сухумскую кафедру .

В эти годы жизнь его была полна скорбей. Власти преследовали его, не давали ему служить. Рассказывали, что будучи направлен в Сухуми , первую свою проповедь он начал словами псалмопевца: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога ( Пс. 13, 1 ). В то время эти слова воспринимались как оскорбление атеистической власти, и, по словам архимадрита Рафаила (Карелина), "владыка оказался в положении человека, окруженного сворой разъяренных псов" [2] . Многие годы владыка оставался практически без средств пропитания - с детьми, которым надо было помогать. Наконец патриарх Каллистрат выпросил для него, как большую милость, место при кладбищенской церкви, где владыка Мелхиседек, в то время уже митрополит , служил панихиды на могилах. Затем трагически погибла его дочь, и он всецело посвятил себя Церкви.

Будучи Сухумским архиереем в 1927 - 1928 и 1935 - 1943 годах, с 1943 года владыка Мелхиседек стал митрополитом Урбнисским и настоятелем Дидубийской церкви в Тбилиси . С 1949 года, когда он возглавил делегацию Грузинской Церкви на I Всесоюзной конференции стронников мира и до конца жизни принимал участие в различных конференциях по защите мира. В 1952 году был избран католикосом - патриархом всея Грузии .

При нем были восстановлены и открыты такие известные в Грузии храмы, как Бодбийская церковь святого великомученика Георгия , где находятся мощи святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии, храм Моцамета , куда были вновь перенесены мощи святых великомучеников Давида и Константина , князей Арагветских, Илорский храм святого Георгия , а также другие храмы.

27 декабря 1959 года, в Неделю святых праотец , в день своего ангела, будучи уже чрезвычайно слабым, патриарх Мелхиседек принимал у себя тбилисское духовенство во главе с епископами Давидом и Зиновием, как бы прощаясь с ними. 10 января 1960 года католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Мелхиседек III преставился.

Гроб с телом почившего был установлен в Сионском кафедральном соборе . На другой день после кончины предстоятеля епископат Грузинской Церкви избрал патриаршим местоблюстителем митрополита Батумского, Шемокмедского и Чхондидского Ефрема . 17 января состоялось погребение в Сионском соборе.

О характере и духовном облике католикоса-патриарха Мелхиседека свидетельствовал знавший его архимандрит Рафаил (Карелин) . По его словам, патриарх:

...часто присутствовал при богослужении в Сионском соборе в будничные дни и любил сам читать шестопсалмие , причем читал удивительно проникновенно и величественно: казалось, он приносит покаяние за народ.

Вид Патриарха Мелхиседека был спокойный и величественный. В нем чувствовалось истинное достоинство патриарха: даже во времена преследований и гонений, служа в полупустых храмах, он оставался духовным вождем своего народа.

В Патриархе Мелхиседеке сочетались строгость и милосердие. Он наказывал виновных вплоть до отлучения от Церкви, чтобы сохранить святость алтаря, но прощал, когда видел искреннее раскаяние человека. Говорил он немного, но чувствовалось, что каждое слово его продумано и как бы взвешено на весах.

Патриарх относился с одинаковой любовью к людям всех национальностей, никто не чувствовал себя под его святительским омофором пасынком. Но в то же время люди чувствовали, как любит он свою многострадальную отчизну, ее историю, традиции, которых не могли уничтожить и мутные волны революции. Можно сказать, что его первой любовью была Церковь, а второй - Грузия. Эта любовь была чужда гордости и кичливости... Напротив, любовь Патриарха Мелхиседека к Грузии имела ту благородную форму и ту внутреннюю красоту, которые помогали и другим лучше почувствовать и полюбить эту страну. Патриарх особенно почитал чудотворную Дидубийскую икону Божией Матери и перед решением тех или иных сложных вопросов приезжал в Дидубийский храм (обычно - поздно вечером, когда там не было народа) и подолгу молился Божией Матери, прося у Нее ответа и помощи. Патриарх Каллистрат был любимцем грузинского народа, а патриарх Мелхиседек - его достойным преемником [3] .

Использованные материалы

ЖМП , 1960, № 2, 62-66.

Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни , Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги»; прим. II:

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/43.html

[1] Рафаил (Карелин), архим., _Тайна спасения. Беседы о духовной жизни_, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

[2] Рафаил (Карелин), архим., _Тайна спасения. Беседы о духовной жизни_, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

[3] Рафаил (Карелин), архим., _Тайна спасения. Беседы о духовной жизни_, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.