Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Библия . Ветхий Завет . Псалтирь . Псалом 1
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
В большинстве изданий (греч. и лат.) этот псалом не имеет надписания, может быть потому, что он считался как бы предисловием ко всей Псалтири [1] ; уже в древности не все считали его собственно псалмом, а как бы введением к псалмам, и поэтому наш второй псалом называли первым [2] .
Автором псалма признается Давид , хотя текст его и не содержит явных указаний на авторство и время написания.
Многие св. отцы относят этот псалом к Иисусу Христу , пищею Которого было исполнять волю - закон Своего небесного Отца ( Ин. 4:34 ) и Которого ни диавол ( Мф. 4:1 и д.), ни люди ( Мф. 16:23 ), ни собственная природа человеческая, уклонявшаяся от смертных страданий ( Мф. 26:49 ), не подвинули хотеть противного тому, что хочет Отец. Покорность Его воле Бога Отца достигла своей высочайшей степени в терпеливом перенесении крестных страданий и добровольной смерти; чрез такое послушание Искупитель сделался плодоносным деревом для алкавшего человечества (ст.1-3), и навсегда разрушил власть греха (4-6).
1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:
"Блажен" - синонимично выражению "счастлив". "Муж", часть вместо целого (метонимия) - вообще человек. Нечестивый" - внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: "грешный" - упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, "развратитель" (евр. letsim, греч. loimnw - насмешник) - не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни.
"Не ходит, не стоит, не сидит" - три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему ("не ходит"), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков ("не стоит"), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 2 но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.
"Воля" - настроение, влечение праведного к "закону Господа", ко всему Божественному откровению. "Размышлять день и ночь" - всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор 6:6 -7).
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. 3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет.
Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник "во всем, что он ни делает, успеет", так как ему покровительствует Бог.
4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. 4 Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.
Прах - χνους - λεπτά των αχύρων (Исихий) означает здесь мелкую, от молочения обратившуюся в пыль, мякину; впрочем можно по Вульгате (puluis) разуметь и пыль земную. Внешнее положение нечестивых неустойчиво и непрочно. Грешник не находится в союзе с Богом, и потому не имеет постоянной поддержки (благодати); подобно мякине он не выдержит дуновения ветра Божественного суда ( Пс. 17:11 ).
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. 5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
Мучимый угрызениями совести ( Прем. 5:2 и д.), он не может прямо стоять (ανίστηναι) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. 1 Кор. 6:2 ). "Устоят/воскреснут" - αναςήσονται - resurgent; по евр. якуму - стоять с смело поднятою головою ( Лк. 21:28 ), с уверенностью в правоте своего дела. Св. отцы большею частью это разумеют о последнем суде и о воскресении мертвых.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Господь "знает" (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ("путь" - деятельность, ее направление) праведных, а путь же грешников оканчивается погибелью (απολειται); ср. Притч. 5:5 . В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл - Господь наградит только праведных.
История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он наказывает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф. 3:12 ; 1 Кор. 6:2 ).
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Использованные материалы
Еп. Ириней (Орда). Руководственное пособие к пониманию Псалтири
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=857
Толковая Библия А.П. Лопухина
http://lopbible.narod.ru/psa/_psa007.htm
[1] Так думают св. Василий Великий , бл. Иероним Стридонский и другие
[2] ср. Деян. 13:33 по Cod. D., у Оригена , Тертуллиана и др.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент