Значение ПИТИРИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ПИТИРИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Питирим Великопермский, Усть-Вымский (+ 1456 ), епископ , священномученик .

Память 29 января , 19 августа .

Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (+ после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре . Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию , митрополиту Московскому, и собиратель сведений о его житии.

Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами . Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь , с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.

За это время святитель Питирим дважды был в Москве : в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке , изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы .

Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей. Не только зыряпе, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 года [1] он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима .

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память ( 29 января ) трем Великопермским святителям: Герасиму , Питириму и Ионе , преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре. Тропарь Герасиму, Питириму и Ионе, епп. Великопермским, Устьвымским

Равноапостольному святителю Стефану наследовавший / и Православия светом страну Зырянскую озаривший, / святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо, / Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще, / молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти / и всем православным людем в мире спастися.

Тропарь Питириму, еп. Великопермскому

Православия наставниче, / благочестия учителю и милости сокровище, / архиереев украшение, / людей зырянских наставниче, / святителю Питириме, / ду­шу свою за Христа положивый, / моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех / любовию чтущих память твою.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4478.htm

[1] По др. сведением - 1455 года.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.