Значение СТЕФАН ПЕРМСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

святой. Род. (ок. 1340 г.) в г. Устюге. Сопровождая отца (сельского дьячка) во храм, он выучился церковному пению и уставу. После того он сосредоточил свое внимание на языке зырянском, на котором говорило почти все местное население. Еще в раннем детстве С. устюжанин св. Прокопий юродивый предсказывал ему, что он будет просветителем пермяцкого народа. Под влиянием этого предсказания он переселился в Ростов и поступил в м-рь св. Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения. Это было время просветительной деятельности св. Сергия Радонежского, который скоро сделался другом С. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для Перми была всеми одобрена. Чтобы пользоваться Свящ. Писанием и творениями отцов церкви, С. изучил греч. язык; но он скоро понял, что успех проповеди среди зырян не будет обеспечен если он не будет знать зырянского языка. Скоро он овладел этим языком настолько, что приступил к переводу на него богослужения православной церкви. Для составления зырянской азбуки С. воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Посетив Устюг, С. убедился в способности зырян усвоять новые понятия и правила жизни на их собственном языке. Он нашел себе помощников, и весь край скоро огласился словом нового для дикарей учения. С. отправился в Москву, где получил благословение митроп. св. Алексия и был поставлен в пресвитеры. Вел. кн. Димитрий дал ему охранную грамоту. В 1379 г., имея ок. 40 лет от роду, С. направился в Пермь и уже не воротился в Ростов, жители которого доселе чтут его наряду с святителями ростовскими. По Северной Двине и Вычегде С. достиг Котласа и начал проповедовать христианское учение. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженною лучиною. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили дикарей, и они сами стали просить его проповедовать им. Везде, где бывал С., он строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни. Проповедь в Гале и в Усть-Выме, где им уничтожена обоготворяемая береза, грозила ему смертью, но здесь была сооружена первая в крае церковь. С. был еще раз в Москве и в 1383 г. сделан был епископом края, им облагодетельствованного. Скончался С. 26 апреля 1396 г. См. прот. Попов, "Святитель С. Великопермский" (1885).H. Б—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.