I
богослов, профессор Московской духовной академии по кафедре Св. Писания. Из многочисленных ученых работ М. наиболее ценны: "Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии" (М., 1885), "Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе" (М., 1885; магистерская дисс.), "Ветхозаветный храм. Ч. I. Внешний вид храма" (М., 1890, докторская дисс.) и ряд критических статей, помещенных в "Богословском Вестнике" 1892—93 гг.: "Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса". Среди современных православных экзегетов М. занимает весьма почетное место. II (дополнение к статье)
(род. в 1851 г.) — духовный писатель. Его труды после 1893 г.: "Протестантское богословие до появления Штраусовой Жизни Иисуса" (Сергиев-Посад, 1894); "Древность предания о погребении Адама на Голгофе" (М., 1894); "Апокрифическая переписка апостола Павла с Коринеянами" (Сергиев-Посад, 1896); "Славяно-русский перевод Нового Завета в труде, по преданию, усвояемом святителю Алексию, митропол. киево-московскому и всероссийскому, с точек зрения церковно-практической и научно-богословской" (ib., 1898); "Бог-Слово и Воскресение Христово. Краткое объяснение пасхального евангелия: Иоанна I, 1 — 18" (M., 1903); "Новозаветная песнь любви сравнительно с Пиром Платона и Песнью Песней" (Сергиев-Посад, 1903); "Родословие Христа. Матф. I, 1 — 17; Лук. III, 23 — 28" (M., 1904); "Древнееврейские молитвы под именем апост. Петра с приложениями: о литературных особенностях творений апост. Петра и о значении термина "?????????" (Сергиев-Посад, 1905); "Проект устава православных духовных академий" (1906).