Значение МИХАИЛ II КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

МИХАИЛ II КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Михаил II (I) , ( XII в.), митрополит Киевский [1] .

По обычаю был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 г. Уже в ноябре—декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта , а в 1134 - 1136 гг. участвовал в учреждении Смоленской епархии . Лишь с большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134—1141), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г.

В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132—1139) и Всеволоде Ольговиче (1139— 1146) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134—1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.

Авторитет митрополита подрывался также его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь галицких и суздальских).

Участие в препирательствах по поводу киевского стола в 1145 / 1146 гг. — последнее, что нам известно о политической деятельности Михаила; по крайней мере, во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 г. его уже не было в Киеве.

Предположение, будто Михаил был смещен враждебно настроенным по отношению к нему Изяславом, не находит подтверждения, так как спор о замещении митрополичьей кафедры в июле 1147 г. предполагал, что она была вакантна. В качестве аргумента против назначения Клима Смолятича использовалось только распоряжение Михаила из его послания к епископам, что киевский митрополит может быть поставлен лишь с согласия константинопольского патриарха. На основании указанного послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку как раз в 1145 г. Михаил находился с каноническим визитом в Византии, то, возможно, последовавшие вскоре события в Киеве были одной из причин его отказа от возвращения туда.

Впрочем, захоронение некоего митрополита Михаила в Киевском Печерском монастыре можно было бы рассматривать как аргумент в пользу предположения, что Михаил скончался в Киеве. Это захоронение, согласно преданию XVI в., приписывалось, правда, митрополиту Михаилу I X в., хотя с равным успехом его можно было бы отнести и к митрополиту 70-х годов XII в. Михаилу III . При всем том весьма трудно объяснить, почему митрополит захоронен в Печерском монастыре, а не в Софийском соборе .

Использованные материалы

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[1] Он второй по нумерации Михаил на Киевской кафедре, если считать первым свт. Михаила X века, которого ряд историков считают легендарным. Подробнее см. Михаил I Киевский

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.