Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Лихуды, братья . Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633 - 1717 ) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652 - 1730 ), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии .
Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на о-ве Кефалиния в Ионическом море. Учились в Венеции и Падуе; по возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон - монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Преподавали и проповедовали в Греции, пока патриарх Константинопольский Дионисий не рекомендовал их в 1683 как искусных учителей царю Федору Алексеевичу , задумавшему завести высшую школу. Задержанные королем Яном Собеским в Польше , где они вели диспуты с иезуитами, братья прибыли в Москву в 1685 . Открыли школу в Богоявленской обители , затем ( 1686 ) перешли в Заиконоспасский монастырь , где под их руководством было построено специальное здание Эллино-греческой (позднее - Славяно-греко-латинской) академии . Преподавали там грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. В 1688 Иоанникий отправился русским послом в Венецию, где пробыл около четырех лет.
Педагогическая деятельность Лихудов столкнулась с острой конкуренцией со стороны украино-белорусских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией ; противостояние было усилено богословски-полемическими трактатами братьев (Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым; Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле и др.), где они резко выступали против "латинства" (в котором традиционно подозревались "киевляне" и их соратники вроде оппонента Лихудов Сильвестра (Медведева) ). Писали также сочинения против лютеран и русских раскольников. Сперва поддержанные патриархами Московским и Иерусалимским, занявшие видное положение при дворе, в 1693 - 1694 братья впали в немилость у патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии.
Оставались в Москве, обучая латинскому и итальянскому языкам (в том числе согласно специальному указу Петра I от 1697 ), затем, став жертвой новых интриг, в 1701 были удалены в Костромской Ипатьевский монастырь . Призванные в Новгород для устройства и там школы по образцу московской ( 1706 ), позднее вернулись в столицу (Софроний в 1707 , Иоанникий в 1716 ), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали. Назначенный после смерти старшего брата архимандритом Солотчина монастыря в рязанской епархии ( 1722 ), Софроний не ужился с монахами и вновь приехал в Москву ( 1729 ), где скончался в Новоспасском монастыре .
Интернет-ссылки
Энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru/articles/74/1007441/1007441a1.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент