Значение МЕЛХИСЕДЕК (ЛЕБЕДЕВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое МЕЛХИСЕДЕК (ЛЕБЕДЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мелхиседек (Лебедев) (род. 1927 ), архиепископ б. Брянский и Севский .

В миру Лебедев Василий Михайлович, родился 26 января [1] 1927 года в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, сами посещали приходской храм и брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Также свое благотворное действие оказала на него и природа. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание. Незабываемые дни, это дни, когда Господь сподобил Василия помогать прислуживать священнику. Сельская церковь простояла до 1937 года, когда ее закрыли коммунисты и у него не стало возможности исповедаться, причащаться.

По словам владыки: " Бедность в нашей семье была ужасная, но помогала вера в Бога. Я с раннего детства посещал храм, который находился близко, читал и пел на клиросе, имел хорошего духовного отца и наставника. После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Там тоже ходил в церковь, надо мной смеялись и издевались, но я продолжал ходить. Из Каширы по рекомендации благочинного в 1946 году поступил в Московскую духовную семинарию " [2] .

Узнав об открытии в Москве богословских курсов, он захотел приобрести духовное образование и обратился к Божией Матери за водительством через канон к Ней. Осенью 1946 года он поступил в духовную семинарию в Загорске , а в 1950 закончил ее по первому разряду.

Священник

18 июля 1950 года архиепископом Можайским Макарием он был рукоположен во диакона , а 21 июля - во священника к Преображенской церкви села Бесово , Московской области.

В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь села Туголес . Здесь трудами и заботами отца Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.

В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви села Молоди .

В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви города Орехово-Зуево .

У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением имени Пантелеимон (+ 1994) и служил в Московской епархии, средний сын Константин стал священником, а дочь вышла замуж за Александра Ганабу , впоследствии благочинного Подольского округа Московской епархии. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена. Это так его потрясло, что могло плохо кончиться для него, но он имел ход к святому отцу Петру Чельцову , который его очень поддержал. На четвертом курсе академии жена приезжала к нему и просилась обратно, но к этому времени он уже был рукоположен в архиерея [3] .

Академист и Вологодский архиерей

В 1962 году он поступил в Московскую духовную академию . В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека [4] , был направлен в Троицкое патриаршее подворье в селе Переделкино . Монашеское имя он получил от митрополита Никодима , относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса патриарх и Священный Синод определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским . Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы: " II Ватиканский Собор . Историко-критический обзор" и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия .

15 июня 1965 года он был возведен в сан архимандрита , а 17 июня того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялась его архиерейская хиротония. Хиротонию совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим , архиепископ Тульский и Белевский Алексий , и епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим .

Прибыв на Вологодскую кафедру, епископ Мелхиседек энергично взялся за ведение епархиальных дел, часто служил в кафедральном соборе. Служил он вдохновенно, голос имел красивый и сильный, всегда говорил содержательные проповеди. На Пасху 1966 года владыка Мелхиседек ездил в Иерусалим в составе делегации Московской Патриархии, по возвращении он организовал особенно торжественное служение. Храм тогда наполнился множеством приехавших с владыкой молодых людей, что было тогда редкостью. По отношению к клиру архиепископ Мелхиседек был добр, любил делать подарки. За два года он объездил все приходы Вологодской епархии. Особенно обращал он внимание на посещение бедных приходов. Своим авторитетом епископ Мелхиседек значительно укрепил положение кафедрального собора, о котором тогда постоянно ходили слухи о закрытии.

Архиререй Венский, Пензенский, Берлинский - деятельность на международном поприще

7 октября 1967 года был назначен епископом Венским и Австрийским . Будучи на Венской кафедре 24 июня 1968 года назначен членом делегации от Русской Православной Церкви на IV-ю Ассамблею Всемирного Совета Церквей , а 8-11 мая 1969 года участвовал в торжествах 1100-летия со дня блаженной кончины святого Кирилла , проходивших в Болгарии .

25 июня 1970 года был назначен епископом Пензенским и Саранским .

3 марта 1976 года постановлением Священного Синода был назначен в состав синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

9 сентября 1976 года был возведен в сан архиепископа .

С 4 по 18 апреля 1977 года возглавил группу в составе 6 паломников Русской Церкви при поездке на Святую Гору Афон . 4-10 мая 1978 посетил Чехословакию , а 15-22 мая - во главе делегации Русской Православной Церкви - Японию . Постановлением Священного Синода направлен наблюдателем на Ламбетскую Конференцию с 22 июля по 13 августа 1978 года.

10 октября 1978 года был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским , патриаршим экзархом Средней Европы . С 18 по 25 октября 1979 года возглавил делегацию Русской Церкви на VIII Конференцию Генеральной ассамблеи КЕЦ на острове Крит , Греция . С 27 апреля 1979 по 11 октября 1981 временно управлял Дюссельдорфской епархией . 6-9 февраля 1983 года присутствовал в Вене на конференции "Как устранить угрозу войны в Европе". 17-19 июня 1984 года в городе Киле , ФРГ , участвовал в научном конгрессе, проведенном Евангелической Церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Северной Эльбы.

В одну из поездок на Родину владыка вез в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к царю-мученику Николаю II , которого давно почитал за святого. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и также, не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

На Екатеринбургской кафедре

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Свердловским и Курганским . Тогда же он стал временно управляющим Челябинской епархией , оставаясь им до 10-11 апреля 1989 года. С 25 сентября 1991 года, в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 года, с образованием Курганской епархии - Екатеринбургским и Верхотурским. Вступив в управление новой кафедрой, владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, возрождении храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в епархиальном управлении на окраине города. В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского , изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году, и святыня была передана верующим. Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. Ежегодно он переводил в фонд мира 1000 рублей, перечислял средства в Детский фонд им. В. И. Ленина, в фонд охраны памятников. При нем также стали создаваться воскресные школы, издавались " Екатеринбургские епархиальные ведомости ", "Православный вестник". Многим запомнинались его проповеди.

Владыка основал воскресную школу при Иоанно-Предтеченском соборе где сам вел уроки - эмоционально, без книг и сверки с записями, интересно и почти на каждом занятии плакал. Дети его очень любили, а он следил, чтобы они были напоены чаем, раздавал гостинцы.

Брянская епархия и уход на покой

26 февраля 1994 года по решению Священного Синода назначен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию .

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 года удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

Люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека, вспоминают что владыка знал наизусть Псалтирь и некоторые акафисты Божией Матери. О себе он рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Люди удивлялись и спрашивали, кто его будит, на что владыка отвечал: "Ангел-хранитель".

Награды

ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (16.XII. 1986 ), св. блгв. кн. Даниила 2-й степени (в связи с 25-летием архиерейской хиротонии, 17.VI. 1990 ).

золотая медаль "За укрепление мира" (25.VI. 1991 ).

Труды

"Речь при наречении во епископа Вологодского", ЖМП , 1965, № 8, 7.

"Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии", ЖМП , 1970, № 5, 28-29.

"Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии", ЖМП , 1977, № 2, 62.

"Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию", ЖМП , 1977, № 6, 51-59.

"Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Ко..ганом", ЖМП , 1978, № 2, 66-72.

"Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления", ЖМП , 1978, № 3, 66-68.

Литература

ЖМП , 1965, № 7, 1; № 8, 7-12; 1967, № 8, 32; № 9 , 7; № 11, 5; 1968, № 4, 16; № 5, 3; № 8, 1; № 11, 11; № 12, 17; 1969, № 6, 5; № 9, 5; 1970, № 3, 25; № 5, 28-29; № 7, 9; № 10, 31; № 11, 4; 1971, № 1, 20; № 2, 12; № 6, 2; № 8, 45; № 9, 35; 1972, № 7, 85; № 8, 34; № 9, 24; № 12, 17; 1973, № 4, 7; № 5, 5; № 7, 11, 13, 18; № 9, 11; № 10, 29, 30; № 11, 9; 1974, № 9, 9; № 12, 7; 1975, № 6, 18; № 10, 22; № 12, 9; 1976, № 1, 26; № 2, 6; № 3, 33; № 4, 5; № 6, 3, 6, 18; № 8, 12; № 9, 5; № 10, 2; № 11, 17, 40; № 12, 10; 1977, № 2, 25; № 3, 8; № 8, 8; № 9, 5; № 10, 9; № 11, 3; 1978, № 4, 31; № 5, 6; № 9, 5; № 10, 7; № 12, 3, 10; 1979, № 1, 9, 24, 25; № 4, 11; № 6, 2; 1980, № 1, 64; № 3, 19; № 5, 59; № 9, 11, 12, 34; № 11, 18; № 12, 28; 1981, № 7, 55; № 8, 15; № 10, 32, № 12, 24; 1982, № 1, 10, 12; № 9, 12; 1983, № 1, 27; № 5, 62; 1984, № 2, 57; № 9, 65; № 11, 8, 50; 1985, № 1, 27; № 2, 10, 13; № 9, 21; № 10, 13; № 11, 28; № 12, 10; 1987, № 2.

Цыпин, В., прот., История русской церкви. В 9 кн. Кн. 9: 1917–1997 , М., 1997.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_943

http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

Боже, В. С., "МЕЛХИСЕДЕК (Лебедев) Василий Михайлович", Энциклопедия "Челябинск":

http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1444

Жизнеописание на официальном сайте Екатеринбургской епархии:

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/default.php?/History/Arhi...html

Чугунов, Василий, митр. прот., "АРХИЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (Лебедев)", Вологодская епархиальная газета "Благовестник" , № 6-8(62-64) 2000:

http://www.blagovest-2000.narod.ru/06_melh.htm

"Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 4: Отец Иоанн (Крестьянкин)":

http://www.pravoslavie.ru/guest/070329111319

[1] Так по большинству источников, значительно реже в некоторых изданиях встречается вариант 27 января.

[2] Выступление на встрече выпускников Московской духовной академии 2 декабря 1998 года, цит. по Чугунов, Василий, митр. прот., "АРХИЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (Лебедев)", _Вологодская епархиальная газета "Благовестник"_, № 6-8(62-64) 2000, http://www.blagovest-2000.narod.ru/06_melh.htm

[3] Сведения об этом случае помещены в ст. "Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 4: Отец Иоанн (Крестьянкин)", http://www.pravoslavie.ru/guest/070329111319

[4] День ангела в Неделю праотец .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.