Значение ИОАНН I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН I КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн I (+ ок. 1035 ), второй достоверно засвидетельствованный митрополит Киевский .

Сохранилась небольшая свинцовая булла с надписью “Io(anni) mi(t)ropo(liti) 'Rosias”, которую В. Лоран по эпиграфическим признакам со всей определенностью отнес к рубежу X - XI вв. [1] . В обоих агиографических произведениях о святых Борисе и Глебе, анонимном Сказании и Несторовом Чтении (т.е. согласно традиции, зафиксированной во второй половине XI в.) Иоанн I титулуется то «архиепископом», то «митрополитом», т. е. выступает как глава Русской Церкви в первые годы княжения Ярослава Мудрого (после 1019 г.) [2] . Это обстоятельство позволяет предполагать, что именно Иоанн I был тем киевским архиепископом, о котором идет речь у Титмара Мерзебургского в рассказе о событиях 1018 г. (VIII, 32).

Видимо, Иоанн I стал митрополитом до 1018 г. и был им, самое позднее, до середины 30-х годов. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 г., по другим - не позже 1008 г.

О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком . По другим соображениям его считали болгарином или даже русским .

По некоторым сведениям скончался в 1035 г.

Иоанн I считается также автором древнейшей службы в честь святых Бориса и Глеба ; однако это литургическое сочинение могло возникнуть только в момент канонизации князей-мучеников или после нее. Ortho-rus.ru сообщает, что митр. Иоанн 14 июля 1021 г. торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстнотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти. Но Православная энциклопедия называет наиболее вероятным временем прославления Бориса и Глеба - 2-ю пол. 40-х гг. XI в., что сильно позже оценочных сроков его правления.

Литература

М. Макарий И. Р. Ц., т. II, с. 19, 28.

Голубинский И. Р. Ц., т. I, пер. пол., с. 249.

Сементовский Н. Киев и его святыни, изд. 6. СПб и Киев, 1881.

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю рус., т. I, 4-е изд. СПб, 1901, с. 79.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 149.

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц. М., 1879, с. 15.

Булгаков, с. 1402.

Н. Д., с. 12.

БЭЛ, т. VII, с. 113-115.

БЭС, т. I, с. 1102.

РБС, т. VIII, с. 283.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5310

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[1] Laurent V. Le corpus des sceaux de 1'empire byzantin P., 1963. T. V, pars 1. P. 600. N 781.

[2] Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. к изданию Д. И. Абрамович. Пг., 1916. (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 19.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.