Значение ИННОКЕНТИЙ (СОКАЛЬ) в Православной энциклопедии Древо

ИННОКЕНТИЙ (СОКАЛЬ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иннокентий (Сокаль) ( 1883 - 1965 ), епископ б. Смоленский и Дорогобужский .

В миру Сокаль Иван Иванович, родился 7 января 1883 года в городе Корхов Холмской губернии.

Окончил Варшавское духовное училище [1] , а в 1906 году – Холмскую духовную семинарию .

В 1910 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская диссертация была написана на тему: «Западнорусские полемические сочинения против протестантства в XVI-XVII вв. (до 1640 г.)» [2] .

26 сентября 1910 г. был назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии .

Вскоре Иван вступил в брак с Трегубовой Марией Софроньевной и принял диаконский сан .

14 октября 1912 года был рукоположен в сан иерея в Курской епархии, в городе Рыльске , преосвященным Никодимом, епископом Рыльским .

В 1912 году он был переведен на должность инспектора в Рыльск , где вместе с духовным училищем помещались и четыре класса семинарии .

Принимал непосредственное участие в открытии мощей святителя Иоасафа Белгородского . «Это были для меня, - вспоминал протоиерей Иоанн, - счастливые дни, оставившие впечатление на всю жизнь» [3] .

В 1919 году протоиерей Иоанн был командирован церковным священноначалием в Палестину для приема от англичан имущества Русской духовной миссии .

С 1921 по 1931 год состоял инспектором духовных семинарий в Югославии .

В 1927 году сербским правительством он был награжден орденом Святого Саввы IV степени за духовно-просветительскую деятельность.

С 1931 по 1940 год он был первым священником в составе причта Свято-Троицкой церкви Белграда .

В 1932 году был награжден золотым наперсным крестом с украшением определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей .

В 1940 году назначен настоятелем ( Свято-Троицкой церкви Белграда .

В 1944 году он назначен благочинным всех русских церквей и приходов в Югославии.

В начале сентября 1944 года, незадолго до освобождения Югославии советскими войсками, страну покидали русские эмигранты, в их числе был и возглавитель Русской Православной Церкви заграницей митрополит Анастасий (Грибановский) . Но многие священники, не желая бросать свою паству, оставались. Для ряда пастырей освобождение Югославии Красной армией связывалось с надеждой воссоединения с Московским Патриархатом, отношения с которым давно были прерваны по причинам церковно-политического характера.

Осенью 1944 года в Москву на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) было отправлено специальное письмо, подписанное настоятелем Свято-Троицкого храма в Белграде протоиереем Иоанном Сокалем с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московской Патриархии [4] .

Письмо-обращение протоиерея Иоанна Сокаля не осталось без ответа. В начале 1945 года глава Русской Православной Церкви в письме к Иосифу (Цвийовичу) , митрополиту Скоплянскому, писал о предстоящем направлении особой делегации во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) по "деловым вопросам, касающимся наших Церковных взаимообщений и, в частности, по вопросу о переходе в наше ведение Мукачевско-Пряшевской епархии , а также тех русских приходов, которые находятся в ведении протоиерея Сокаля" [5] . Это письмо не осталось тайной для русского духовенства в Югославии и, прежде всего, для протоиерея Иоанна Сокаля.

В феврале 1945 года протоиерей Иоанн Сокаль был участником торжества по поводу избрания на Патриарший престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

10 апреля 1945 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I высылается письмо, в котором протоиерей Иоанн Сокаль просил "принять весь русский приход Белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви, чтобы наша церковная жизнь в дальнейшем могла протекать под непосредственным архипастырским руководством Вашего Святейшества" , подчеркивая, что "моральным для нашего ходатайства служит то обстоятельство, что мы не принимали в общем направлении Карловацкого Синода и в его деятельности, направленной к обособлению от Московской Патриархии. И как только представилась возможность, мы и проявили свое настроение в том, что решили остаться на местах, дождаться прихода Красной Армии и ходатайствовать о воссоединении нас с Русской Церковью" [6] .

8 апреля 1945 года в Белград прибыла делегация Русской Православной Церкви. В соответствии с данными епископу Сергию (Ларину) полномочиями от Святейшего Патриарха Алексия причт и община Свято-Троицкой церкви в Белграде были приняты в каноническое и евхаристическое общение и подчинение Московской Патриархии. Остальные приходы переходили в состав Сербской Церкви в подчинение сербских епархиальных архиереев, как это было, например, на территории Воеводины, в Бачской епархии. Оставшееся там небольшое число русских за неимением русских священников обслуживало сербское духовенство, знающее русский язык и русское церковное пение [7] .

В том же 1945 году указом патриарха Алексия прот. Иоанн был утвержден в должности благочинного русских православных приходов Югославии, а указом от 13 ноября 1945 года был удостоен награждения митрой .

В 1948 году протоиерей Иоанн Сокаль, протоиерей Владислав Неклюдов, профессор Всеволод Троицкий были в Москве почетными гостями на торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовали в совещании предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей.

В феврале 1950 года протоиерей Иоанн Сокаль с семьей вернулся на Родину, получив назначение ректором в Саратовскую духовную семинарию .

9 февраля 1951 года на открытом заседании Совета Ленинградской духовной академии под председательством ректора Академии Симона, епископа Лужского и в присутствии Высокопреосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского, прошла защита магистерской диссертации протоиерея Иоанна Сокаля. Рецензентами диссертации были профессор протоиерей В.М. Верюжский и доцент протоиерей И.С. Козлов. После успешной защиты Ученый Совет присудил соискателю степень магистра богословия. Данное постановление было утверждено Святейшим Патриархом Алексием 26 февраля 1951 года.

25 июня 1953 года отец Иоанн назначается ректором Минской духовной семинарии .

В 1956 году переведен ректором Одесской духовной семинарии .

20 июля 1957 года был назначен настоятелем Смоленского Успенского собора и секретарем Управления Смоленской епархии . В этой должности он встречает тяжелый период т.н. хрущевских гонений на церковь.

Вскоре отца Иоанна постигает тяжелая утрата, умирает его супруга Мария Софроньевна. Овдовев, отец Иоанн принимает монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре с именем Иннокентий. Ему было уже 76 лет.

Священный Синод на своем заседании от 24 апреля 1959 года определил иеромонаху Иннокентию по возведению в сан архимандрита быть епископом Смоленским и Дорогобужским . Его епископская хиротония состоялась 10 мая 1959 года в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Можайский Макарий и епископ Дмитровский Пимен.

До епископа Иннокентия епархией управлял епископ Михаил (Чуб) , который только в период с 1955 по 1957 года непосредственно находился в Смоленске, а с 1957 по 1959 год совмещал управление Смоленской епархией со служением в Германии, в Берлинской епархии. Так что нужда в своем архиерее в Смоленске была острая, а отец Иннокентий Сокаль был уже не просто знаком со всеми делами епархии, а родным для всех человеком.

Управлял Смоленской епархией епископ Иннокентий недолго, всего пять лет. 15 октября 1964 года он ушел на покой по болезни в возрасте 81 года.

14 мая 1965 года епископ Иннокентий скончался на покое. Чин отпевание епископа Иннокентия был совершен 16 мая епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) и епископом Смоленским и Дорогобужским Антонием (Вакариком) . Похоронен Владыка Иннокентий на Тихвинском кладбище г. Смоленска , рядом с могилами других почивших Смоленский архипастырей [8] .

Труды

«Психологический анализ личности св. Иоасафа в связи с современным состоянием русского общества» (Курск, 1911);

«Как должны жить христиане по учению св. Иоасафа» (Курск, 1911);

«Учение церковных писателей о Божием попущении» (Курск, 1911);

«Бытие Бога» (София, 1938).

"Путешествие Югославской делегации из Белграда в Москву на выборы Патриарха Московского и всея Руси". "ЖМП" 1945, № 4.

"Покаянное чувство в молитвах и песнопениях св. Четыредесятницы" "ЖМП" 1950, № 3.

"Возвращение на Родину". "ЖМП" 1950, № 4.

"Богослужения Великих Пятка и Субботы". "ЖМП" 1951, № 3.

"Церковное торжество в Вязьме (освящение Свято-Троицкого собора)". "ЖМП" 1958, № 2.

"Речь при наречении его во епископа Смоленского и Дорогобужского". "ЖМП" 1959, № 6, с. 38.

Литература

"ЖМП" 1959, № 6, с. 30, № 6, с. 38, 1960, № 11, с. 49, 1961, № 8, с. 32, 1963, № 6, с. 10, 1964, № 11, с. 4.

Иером. Павел "Епископ Иннокентий Сокаль" (Некролог). "ЖМП" 1965, № 7, с. 18.

Am 11.5.1963 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Klasse.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5265

http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

[1] Киреев А., протод. Епархии и архиерей Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002, с.392.

[2] Труды Киевской Духовной Академии, 1910, кн. III.

[3] Магистерский коллоквиум прот. И. Сокаля в Ленинградской Православной Духовной Академии 9 февраля 1951 года, Л., 1951, с. 60-61.

[4] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 18. Л. 23 и об

[5] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Л. 35

[6] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Л. 37.

[7] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 991. Л. 3.

[8] Журнал Московской Патриархии,1965, №7,16

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.