Значение ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) в Православной энциклопедии Древо

ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иннокентий (Борисов) ( 1800 - 1857 ), архиепископ Херсонский и Таврический , знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустом », святитель [1] .

Память 25 мая (Одесс.)

В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце , Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.

Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку , Часослов и Псалтирь и научился письму.

Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию . Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию . Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.

В Санкт-Петербургских духовных школах

В 1823 году Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра . Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии , а через три месяца - еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища . 10 декабря того же года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона , а затем, 29 декабря, - во иеромонаха .

10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию , а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита .

Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно проеподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.

Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия .

В свое время отец Иннокентий ввел в России новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской , самобытно работая по первоисточникам. Им введены были новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. "Новаторство" его в богословии многими было встречено враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием.

В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составил необыкновенный проповеднический талант. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым))». Проповеднический талант владыки Иннокентия развился на изучении святителя Иоанна Златоуста , а также Боссюэ , Массильона и других знаменитостей Запада тех лет. При этом, как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам.

Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены.

Ректор Киевской духовной академии

27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия. Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшал материальное и бытовое положение воспитанников академии. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.

К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.

3 октября [2] 1836 года в Санкт-Петербурге в Казанском соборе архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского , викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем , оставаясь в то же время ректором Киевской академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.

В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением " Догматического сборника ", который явился настоящим памятником Православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения Православной Церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.

Также, в Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы.

Епископ Вологодский

1 марта 1840 года последовало назначение владыки Иннокентия епископом Вологодским , где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.

Владыка Харьковский

31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию , которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией, с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "С этим Владыкою не шути!" Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий - Харьковский епископ.

Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Здесь он восстановил монастыри: Тотемский , Ахтырский , Святогорский .

В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: " Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню однажды, позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он, царство ему божие, всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. "А, здравствуйте, отец! - был его привет, - садитесь около меня". Со всею скромностью я ему отвечал: "негде, Вы сами Владыка, на книгах". Он улыбнулся и сказал: "Правда! Но сказать ли Вам - тут-то, вот в них-то и покой на. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия , возвышают послания ап. Павла , услаждают послания ап. Иоанна Богослова , проникнутые и дышущие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14 , 15 , 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описываются прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными его учениками. Советую и Вам то же делать" - и прибавил - "читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышает дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке - я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. От того у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено ".

В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов : Страстям Господним , Покрову Пресвятыя Богородицы , Живоносному гробу и других.

15 апреля 1845 года "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа .

Святитель Херсонский

1 апреля 1847 года он был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую .

Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар , евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода , собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь . Желая сохранить развалины древнего Херсона , преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит . Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии . Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря.

В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви , упраздненной в то время Церковью Константинопольской . Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.

Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны: в 1853 году началась Крымская война . В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера - истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах. Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев.

За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда государственных наград и поощрений.

Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице , Воскресению Христову , архангелу Михаилу и другие.

Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.

В дороге он сильно заболел и вынужден был повернуть обратно в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. День кончины, 26 мая 1857 года, застал его в Херсоне . Был праздник Святой Троицы , т. е. тот самый день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии. Архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: " Господи, какой день! " После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: " Скорее поднимите меня ". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.

В 30-е годы XX столетия останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году — на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.

В 1997 году святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви, тогда же произошло обретение святых мощей.

В настоящее время мощи святителя хранятся в возрожденном Одесском Преображенском соборе .

Наследие, оценки и почитание

Главным образом святитель Иннокентий стал знаменит как проповедник. Его проповеди стали превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России ; часть их была переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.

Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал.

Труды

Сочинения (полное собрание) , 6 тт., СПБ, 1908:

т. I - 1) "Слова и беседы на Рождество Христово"; 2) "Слова и беседы на праздники Господни"; 3) "Слова и беседы на воскресные дни"

т. II - 1) "Слова и беседы на праздники Богородичные"; 2) "Слова и беседы на дни святых"; 3) "Слова при посещении паствы"; 4) "Поучения на крестные ходы"; 5) "Слова и речи к отдельным лицам"

т. III - 1) "Слова на высокоторжественные дни"; 2) "Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений"; 3) "Слова надгробные"; 4) "Слова по случаю общественных бедствий"; 5) "Падение Адамово"; 6) "О грехе и его последствиях"; 7) "Беседы о смерти"; 8) "Мысли о бессмертии"; Заметки

т. IV - 1) "Великий пост"; 2) "Молитва святого Ефрема Сирина"; 3) "Первая Седмица Великого поста"; 4) "Страстная седмица"; 5) "Светлая седмица"

т. V [3] - 1) "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа"; 2) "Жизнь апостола Павла"; 3) "Жизнь святителя Киприана"; 4) "Беседы о природе"; 5) Акафисты

т. VI - 1) "О религии вообще"; 2) "О человеке"; 3) "О последней судьбе человека и мира"

Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому , М., 1869.

Слова к пастве Вологодской , Вологда, 1860.

Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г. , СПБ.

Памятник веры - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; был отпечатан к концу жизни свт. Иннокентия

История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях - подробный конспект.

Вертоград духовный - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы).

Церковный архив - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).

Памятник Унии .

Палинодий , изд. Захарии Копыстенского.

Подробный Богословский словарь .

История русской церкви в связи с историей церквей славянских .

"Не унывай" (стихотворение), Душеполезные Собеседования , 1905, 148-151.

История христианской церкви в Польше - две главы из этого сочинения напечатаны в Журнале Министерства Народного Просвещения .

О великих Господских и Богородичных праздниках , СПб.: Русская симфония, 2005.

Русский Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского , Единецко-Бричанская епархия, 2005.

перевод Кормчей Книги

Главный материал для биографии свт. Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находился до революции в рукописях Императорской публичной библиотеки.

Литература

Погодин, М. П., Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического , М., 1867.

Буткевич, свящ., Иннокентий, архиепископ Херсонский , СПб., 1887.

Заведеев, П., История русского проповедничества , Тула, 1879, 210.

Барсов, Н. И., Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам , 1884.

Барсов, Н. И., Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского , 2 т., 1887.

Тузов, Каталог , 104-105.

Макарий, "Биографические записки об Иннокентии" в V томе Ученых зап. II отд. Акад. Наук , XXXVIII-IV.

Архангельский, Н., Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности , Казань, 1889.

Полимпсестов, И., Мои воспоминания , СПБ, 1888.

Нилус, Сергий, Служка Божией Матери и Серафимов .

Савва, архиепископ, Хроника моей жизни , Серг. Посад, 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110-704.

Толстой, Ю., № 293.

Булгаков, 1397, 1403, 1416.

Строев, П.,10, 20, 489, 733, 966.

Родос, А., Слов. восп. СПБ Дух. Акад. , 20.

Гатцук, Календарь на 1883 г. , 131.

Денисов, 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.

Списки архиереев , № 293.

Юбилейный сборник , 17, 96, 249-252.

Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам , Тверь, 1888, ч. I, с. 128, пр. 1; ч. II, с. 36.

Историко-стат. описание Харьковской епархии , отд. I, М., 1812, 27.

Летопись Е. А. , 826, 827.

Киево-Златоверх. Михаилов монастырь , Киев, 1889, 136.

"Афонская летопись", Душеполезные Собеседования , 1898, октябрь, 303, 304.

Труды К. Д. А. , 1884, июнь, 258; август, 583, 593; сентябрь, 132; 1885, июнь, 314; июль, 472; август, 671; сентябрь, 156, 311; 1886, январь, 119; февраль, 261; апрель, 603; май, 142; август, 640; сентябрь, 178; октябрь, 32; ноябрь, 542; декабрь, 732; 1888, ноябрь, 118-127; 1889, август, 632-646.

Изв. Казанской епархии , 1887, № 17, 429; 1907, № 24, 721-722 п/стр.; 1903, № 3, 21; № 9, 652 п/стр.

Самарские епархиальные ведомости , 1886, № 11, 226; № 12, 250; 1901, № 2, 99.

Православное Обозрение , 1888, май, июнь, 498, 499.

Миссионерское Обозрение , 1901, 146.

Странник , 1887, май, 3; 1888, сентябрь, 113.

Христианское Чтение , 1872, июнь, 183-229; 1884, январь-февраль, 188-220; март, апрель, 489; июль-август, 99-161; 1885, май-июнь, 732-740, 798.

Исторический Вестник , 1884, февраль, 336, 342; ноябрь, 454; 1885, май, 3, 75; декабрь, 35; 1888, январь, 1; март, 726; ноябрь, 10; 1890, август, 408; 1895, февраль, 650; 1900, июнь, 795.

Русская Старина , 1874, январь, 137, 138; 1876, октябрь, 309; 1878, февраль, 203 п/стр. 203; апрель, 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, 373-376 п/стр., 396, 367-398; 1879, апрель, 651-708, 795; май, 189-204; июнь, 367-370; сентябрь, 137-150, 161, 350; 1880, январь, 112, 123, 126; февраль, 434; июнь, 225; ноябрь, 789; сентябрь, 215; 1881, июнь, 204, 205, 318; апрель, 781, 791, 794; октябрь, 346; ноябрь, 575-581; 1882, апрель, 187; 1883, июнь, 671, 673; июль, 191-194; 1886, январь, 183, 184; 1887, апрель, 139 п/стр. 1; 1910, июль, 86.

Православное Обозрение , 1871, т. 3, I-XII, 614; 1872, т. 1, I-VI, 262.

Церковный Вестник , 1891, № 25, 392; 1908, № 31, 970.

Душеполезное Чтение , 1900, ч. 3, 4, 6, 607-623.

Воскресный день , 1900, № 52, 618.

ЖМП , 1945, № 4, 70; 1957, № 4, 61-67; 1958, № 2, 38; № 4, 29-31; № 9, 52, 54; 1959, № 4, 61, № 11, 39.

ЖПБ , т. доп. II, 364-403, 1908, май, 241-257.

Приб. к Ц. В. , 1889, № 17, 464 прим.; 1897, № 8, 299; 1900, № 31, 1223-1236; № 52, 2167-2173; № 50, 2072-2076; 1903, № 37, 1421.

Православный собеседник , 1874, январь, 119; 1885, февраль, 201-214; 1897, июль, 6-13; 1898, май, 192; 1899, февраль, 334; апрель, 425-442; май, 701; 1902, сентябрь, 125, 312; 1913, апрель, 184.

Русский Паломник , 1900, № 50, 842-844; 862-866.

Русский Инок , 1911, февраль, вып. 4, 65; сентябрь вып. 41-42, 24; 1912, вып. 49, 46-51.

Русский Архив , 1871, № 7 и N, 1136, 1307; 1887, кн. 3-я, 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, 287, 362, 369, 374, 381 ("Филарет архиепископ Черниговский"); 1888, кн. 2-я, 365 ("Из записок сенатора К. Н. Лебедева" 1854); кн. 3-я, 592-597 ("Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским"); 1889, кн. 1-я, 149, 521 ("Из записок сенаторая К. Лебедва"); кн. 3-я, 425 ("Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова"); 1893, кн. 1-я, 144 п/стр. 1, 216 п-с. 2, ("Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву"); кн. 2-я, 177-182 ("Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском"); 1895, кн. 2-я, № 6, 178; № 7, 277-278; 1897, кн. 2-я, 176, 596 ("Записки графа М. Д. Бутурлина"); 1898, кн. 1-я, 303-304 ("Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне"); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 ("Граф Остен-Сакен - его письма"); 1899, кн. 1-я, 662 ("Воспоминания Н. Д. Богатинова"); 1900, кн. 1-я, № 1, 25; 1903, кн. 1-я, № 2, 220, 246; № 3, 372; кн. 3-я, 91 ("Дневник И. М. Снегирева"); 1904, кн. 2-я, № 5, 50; 1912, № 7, 444.

БЭЛ , т. III, 713; т. V, 954; т. Х, 619.

БЭС , т. I, 241, 944, 945; т. II, 2271, 2275.

БЭЮ , т. Х, 723; т. XI, 162.

Н. Д., 17, 48, 71, 74.

РБС , т. VIII, 110-115.

Использованные материалы

http://www.rulex.ru/01090257.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1822

Статья Каталога русских архиереев , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре:

http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology10.htm

Косик, В. И., Темелски, Хр., Турилов, А. А., "Болгарская Православная Церковь", Православная Энциклопедия , ч. 1:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...2180

[1] Местночтимый святой Одесской епархии .

[2] Так по http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology10.htm. Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm - 21 ноября

[3] Первый три опубликованных в этом томе труда положили начло ученой известности владыки Иннокентия. Однако, первое было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.