Значение ИННОКЕНТИЙ БОРИСОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ИННОКЕНТИЙ БОРИСОВ

(в мире Иван Алексеевич, 1800-57) — знаменитый русский богослов и церковный оратор, род. в г. Ельце, воспитывался в Киевской дух. акд.; в 1823 г. назначен профессором, а затем инспектором СПб. дух. акд. и принял монашество; с 1830 г. ректор Киевской дух. акд., с 1836 г. еписк. Чигиринский, викарий Киевской митрополии. В 1841 г. назначен епарх. архиереем в Вологду, в том же году перемещен в Харьков, с 1848 г. архиепископ Херсонский и Таврический. И оказал большие услуги русскому богословию, введя новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, главным же образом самобытно работая по первоисточникам православного вероучения и вовсе отвергнув метод и пособия старых схоластических курсов богословия. В продолжение 16 лет профессорства он последовательно преподавал в самостоятельной обработке все главные отрасли богословия: богословие основное (по его терминологии "религиогностика"), догматическое (история догматов им введена впервые), нравственное, пастырское, обличительное и две новых науки, им основанные: символику (история символов веры, или богословская пропедевтика) и экклезиастику (учение о церкви, ее учреждениях и пр.). Из лекций его сохранились лишь некоторые, в записях студентов (в рукописи). Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащих и учащихся в духовной академии. Многими новаторство его в богословии встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. В Киеве им совершена была самая важная реформа того времени в области духовного образования — отмена преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им же введены новые предметы преподавания соответственно современному уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений и в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Сочинения его: "Жизнь ап. Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни И. Христа" положили начало его ученой известности. В Киеве был им основан еженедельник — "Воскресное чтение", в котором он помещал главным образом свои работы. Из ряда других больших ученых предприятий его вполне было осуществлено одно, "Памятник веры" — собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но, быв отпечатан к концу жизни И., "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы: "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Ж. М. Н. Пр.", но в целом виде сочинение не появилось); переводы на польский язык катехизиса митроп. Филарета, "Разговоров между испытующим и уверенным о православии греко-российской церкви", его же, литургии Златоуста и годичного круга церковных песнопений; "Вертоград духовный" — сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" — библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие другие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (напр. "Собрание церковных правил" и "Деяния вселенских и поместных соборов"). Несколько статей его по философии напечатаны в журналах. Более всего им сделано по археологии: ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры — академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. Он много сделал для славянства и для греков. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое до освобождения Болгарии давало у себя приют и образование сотням болгарских юношей, с пользой потом трудившихся для свой родины. Главным образом знаменит И. как проповедник. Владея необычайным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда сильное впечатление на слушателей. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России и переведены по частям на иностранные языки — французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант И. развился, главным образом, на изучении Златоуста, Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада; по проповеднической манере его обыкновенно приравнивают к Боссюэту. Полное собрание проповедей и других сочинений И. издано в СПб., в 1871— 74 г. Как епархиальный начальник, И. особенно любил возобновлять (в Харьковской и Вологодской епархиях) и вновь устраивать (в Крыму) монастыри, строить и украшать церкви; много заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По званию присутствующего в Синоде и по близким отношениям к четырем следовавшим один за другим обер-прокурорам Синода, а равно к своим собратьям — архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, И. имел большое влияние на общий строй церковной жизни и ход церковных дел, по крайней мере в течение четверти столетия. Настоящей биографии И. доселе не написано. См. М. П. Погодин, "Венок на могилу И." (1864); "Материалы для биографии И." (собр. проф. Н. И. Барсовым, 1884 и 1887 г.); "И., архиеп. Херсонский, по новым материалам" (речь Н. И. Барсова, 1884 г.); свящ. Буткевич, "И., архиеп. Херсонский" (СПб., 1887 г.). Главный материал для его биографии составляет собрание писем к нему и других его бумаг, находящихся в рукописях Имп. Публичной библиотеки.Н. Б.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.