Значение ЕРМОГЕН (ГОЛУБЕВ) в Православной энциклопедии Древо

ЕРМОГЕН (ГОЛУБЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ермоген (Голубев) ( 1896 - 1978 ), архиепископ , исповедник .

В миру Голубев Алексей Степанович.

Родился 3 марта 1896 года в г. Киеве , в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора Церковной Истории).

В 1915 году окончил Киевскую 3-ю гимназию с серебряной медалью [1] и поступил в Московскую духовную академию .

В 1919 году окончил академию со степенью магистра богословия.

8/21 июня 1919 года епископом Феодором (Поздеевским) , б. ректором Московской духовной академии, в Московском Даниловом монастыре пострижен в монашество и там же 25 августа (7 сентября) того же года рукоположен во иеродиакона преосвященным Феодором. В том же году направлен в качестве миссионера в Киево-Печерскую Лавру .

15/28 августа 1921 года в Московском Успенском соборе на Крутицах Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен во иеромонаха и определен членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры .

В 1921 году - участник " Православного Всеукраинского Собора " [2] .

10/23 июля 1922 года [3] митрополитом Михаилом , Экзархом Украины, возведен в сан архимандрита и назначен Киевским епархиальным миссионером.

18/5 октября 1926 года по избрании братии Киево-Печерской Лавры и утверждении Зам. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия назначен настоятелем Лавры, которая в то время насчитывала 600 с лишним человек (на место отсутствующего настоятеля архимандрита Климента; Лавра в 1924 году получила права ставропигии ). В связи с занятием всех лаврских храмов обновленцами , богослужения совершались в то время в Ольгинской церкви на Печерске в Киеве. Братией Лавры архимандрит Ермоген управлял до 1931 года включительно.

В 1931 году его арестовывают "за антисоветскую деятельность" и приговаривают к 10 годам лагерей. О годах заключения архим. Ермогена сведений сохранилось совсем немного. Известно, что именно в лагере у него началась тяжелая болезнь легких, в связи с которой его освобождают раньше срока в 1939 году.

С этого времени жизнь и деятельность архимандрита Ермогена оказались на долгое время связанными со Среднеазиатской епархией . В 1942 году он назначен настоятелем собора города Самарканда , где у него налаживаются близкие дружеские отношения с замечательными православными подвижниками - будущим архимандритом Борисом (Холчевым) , архимандритом Серафимом (Суторихиным) и профессором-филологом Алексеем Шенроком . Здесь же отец Ермоген знакомится и со священником Сергием Никитиным (впоследствии епископ Стефан ), который годы спустя окажется предшественником владыки Ермогена на Калужской кафедре .

С марта 1945 года был настоятелем церкви в п. Трусово Астраханской области.

В июне того же года назначен настоятелем Астраханского кафедрального собора .

С сентября 1948 года по январь 1953 года был настоятелем собора в г. Самарканде .

1 марта 1953 года в Московском Богоявленском Патриаршем соборе хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского . Чин хиротонии совершили патриарх Алексий, митрополит Коломенский Николай и архиепископ Можайский Макарий.

С этого времени государственная власть, и ранее смотревшая на деятельность этого подвижника Церкви с большим опасением, начинает сначала скрыто, а затем и явно преследовать его. Владыка Ермоген, "являясь одним из реакционных приверженцев РПЦ, принимает активные меры к укреплению материальной базы Церкви и распространению религиозных воззрений на сознание советских людей", - так охарактеризовал Владыку Совет по делам РПЦ при Совмине СССР.

С ноября 1955 года по июнь 1956 года временно управлял Алма-Атинской епархией .

В 1957 году по его инициативе было начато в Ташкенте строительство обширного вместительного храма, который 11 декабря того же года был освящен.

20 февраля 1958 года вновь назначен временно управляющим Алма-Атинской епархией.

28 августа 1958 года освобожден от временного управления Алма-Атинской епархией и одновременно возведен в сан архиепископа.

В 1959 году уполномоченный по делам религии Узбекской ССР писал:

"Наблюдение за деятельностью... архиепископа Ермогена убедило меня в том, что он весьма враждебно настроен к советской действительности. Не довольствуясь ролью, которая определена советским государством Церкви, Ермоген в своей деятельности грубо попирал социалистическую законность. Будучи приверженцем врага советского строя - бывшего патриарха Тихона , этот прожженный церковник стремится крестом и рублем укрепить устои РПЦ..."

Такие "похвалы" богоборцев надо было все таки заслужить. Что же так тревожило власти? Прежде всего необходимо вспомнить, что конец 50-х - время возобновления гонений на Церковь, закрытия храмов, преследования активных проповедников Православия. А здесь, в Ташкенте - этом "образцово-показательном" символе социалистической Азии - вдруг возводится огромный, вмещающий до 4000 молящихся, Успенский кафедральный собор . Само собой разумеется, что разрешение на такое строительство получить от властей было невозможно. Тогда Владыка идет на хитрость. Он берет разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании и тут же начинает стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Власти опомнились, начались запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая бюрократическая машина со скрипом двинулась и строительство запретили, было уже поздно - храм стоял. Так же стремительно был построен и храм в Самарканде . Прекрасно знающий светские законы и принципы работы советской бюрократии владыка Ермоген нередко ставил местные власти в тупик.

Кроме вышеназванных храмов под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в г. Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Самарканда, Красноводска, Мары. В результате бескомпромиссной позиции правящего архиерея, влияние и авторитет РПЦ в Средней Азии значительно укрепились.

"Подобная деятельность Ермогена не могла не привести к укреплению в республике позиций Церкви и духовенства, чего нельзя было допускать в современных условиях", - констатирует узбекский уполномоченный.

Начинается последовательная травля, усиливается неприкрытое давление на руководство Церкви.

В результате 15 сентября 1960 года архиепископ Ермоген был освобожден от управления Ташкентской епархией и отправлен "в отпуск".

"Отпуск", который Владыка отбывал сначала в Белорусском Жировицком, а затем Одесском монастырях, закончился только в 1962 году, когда святейший патриарх Алексий (Симанский) , который по всей видимости симпатизировал и покровительствовал гонимому подвижнику (о чем говорят и доклады уполномоченных) возводит его на Омскую кафедру (с 13 июня 1962 года).

11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

С 29 мая 1963 года - архиепископ Калужский и Боровский . Не сломленный репрессиями безбожных властей 67-летний архиерей вновь вступает в единоборство, конец которого был уже предрешен.

Калужская епархия представляла в это время собой безрадостную картину: после очередной волны гонений на Церковь здесь сохранилось только 28 храмов; 12 районов области не имели храмов вообще. С приходом владыки Ермогена богослужебным и духовным центром епархии фактически становится Никольский храм , где и настоятель отец Яков Володин и староста Чеботарева оказались с новым архиепископом очень близкими по духу и убеждениям. Вскоре архиерейские богослужения в "Николе" перестали быть редкостью, совершались они с глубоким благоговением, сопровождались проникновенными поучениями и потому привлекали массы народа. Совет по делам РПЦ начинает проводить "нейтрализацию" непокорного архиерея. Применяется и прямой нажим на самого Владыку, заключавшийся в постоянный вызовах "для бесед", "указаний на недопустимость...", строгих предупреждений и т.д. Одновременно идут попытки его изоляции - через удаление от него верных ему священнослужителей и мирян, через попытки компрометации самого Владыки в глазах верующих. Организуются "жалобы прихожан" на правящего архиерея и близких ему "неблагонадежных" священнослужителей.

"Следует также указать, что архиепископ Ермоген расходует деньги епархии для благотворительных целей, что делать воспрещается", - строчит донос уполномоченный.

Владыка отвечает поддержкой бедных приходов, уменьшением в два раза "добровольно-принудительного" взноса в Фонд мира, оживлением и укреплением приходской жизни, ремонтом обветшавших храмов, привлечением в епархию молодых активных священнослужителей, имеющих духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница. Кроме того он начинает отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными "заигрываниями" с Советской властью. Когда уполноменный на очередной "беседе" указал на недопустимость таких увольнений, владыка Ермоген с иронией заметил, что, конечно, в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой, но его, как православного архиерея, такие горе-священники совсем не удовлетворяют.

В противовес подобной принципиальности непокорного "церковника" власти начинают лихорадочно создавать комиссии "по контролю за соблюдением законодательства о культах" для "изучения контингента лиц, посещающих церкви, пресечения незаконного крещения детей, выявления активных членов общин" и т. д. В июле 1963 года Калужский облисполком принимает решение "Об ограничении деятельности церковников", а с 1964 года начинается позорная борьба с церковным звоном. Вдруг оказывается, что церковный звон "отрицательно сказывается на психике", "нарушает педагогический процесс", "нарушает быт граждан", "мешает труду молящихся" и т. д. По всей области разворачивается массовое чтение пропагандистских антирелигиозных лекций (в 1965 году их было проведено 2768, в среднем по 7 лекций в день), создаются школы научного атеизма. Но все эти огромные затраты не приносили результата.

В 1965 году уполномоченный Калужской области бьет тревогу: "Усиливается влияние православия на население. Практически во всех церквах имело место увеличение доходности и обрядности, что в свою очередь свидетельствовало о большей посещаемости храмов верующими". В Козельском районе открыто крестилось 60% детей и в Малоярославецком - до 87%, причем ежегодно крещений становилось все больше. Резко возросло количество верующих.

Архиепископ Ермоген выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в "Положение об управлении Русской Православной Церкви", касающихся раздела IV - "О приходах". Он в своем отзыве на решения Собора высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Это мнение преосвященного не было оценено и принято Св. Синодом , и он 25 ноября 1965 года был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нем.

Архиеп. Ермоген не успокоился на этом и продолжал письменно обращаться и к Патриарху Алексию , и в Св. Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни, а также по другим церковным вопросам Русской Православной Церкви. Переписка эта каким-то образом стала известна за пределами нашей страны и была использована иностранной печатью в своих целях. После этого Св. Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиеп. Ермогена как неполезную для Русской Православной Церкви и признал, что назначение его в настоящее время на кафедру является невозможным и неполезным. Ему было определено жить на покое в Жировицком монастыре в числе братии, в ведении преосвященного Минского и Белорусского с предупреждением, что если он будет продолжать подобную свою деятельность, то к нему будут применены меры прещения.

Осенью 1977 года архиепископ Ермоген готовился к переезду на родину - в г. Киев , и до праздника Св. Пасхи он намеревался закончить оборудование там своего дома. В канун праздника Благовещения Владыка Ермоген чувствовал себя слабо, но, по словам митрополита Антония , посетившего его в Жировицком монастыре, ничто не предвещало его близкой кончины. В самый день праздника Благовещения, 7 апреля 1978 г., в результате сердечного приступа Владыка Ермоген скончался.

9 апреля 1978 года в Неделю 4-ю Великого Поста в Никольском храме Жировицкого монастыря Божественную литургию и отпевание почившего совершил митрополит Минский и Белорусский Антоний . Он же произнес надгробное слово.

По завещанию архиепископа Ермогена тело его было отправлено в Киев , где погребено 11 апреля [4] на Корчеватском кладбище среди могил его родных и близких. До отправления тела в Киев в Никольском храме Жировицкого монастыря все время читалось Евангелие.

Труды

Речь при наречении во епископа Ташкентского ЖМП. 1953, № 3, с. 13, 19-20.

Литература

ЖМП. 1953, № 3, с. 13, 19-20.

-"-, 1956, № 7, с. 13.

-"-, 1958, № 2, с. 17-18; № 7, с. 18, 19.

-"-, 1960, № 3, с. 9, 11; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27, 28, 35; № 8, с. 6, 7; № 10, с. 4.

-"-, 1961, № 4, с. 57.

-"-, 1962, № 7, с. 36.

-"-, 1963, № 3, с. 8; № 6, с. 10; № 7, с 9; № 8, с. 20; № 11, с. 3.

-"-, 1964, № 1, с. 4.

-"-, 1969, № 4, с. 2-3.

-"-, 1978, № 11, с. 21 (некролог).

Журнал заседаний Св. Синода № 2 от 28/I-1953 г.

-"- -"- -"- № 1 от 7/II-1956 г.

-"- -"- -"- № 2 от 20/II-1958 г.

-"- -"- -"- № 15 от 28/VIII-1958 г.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_295

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=555

[1] ЖМП. 1978, № 11, с. 21 ошибочно указано с золотой медалью

[2] Так на сайте ortho-rus.ru (только без кавычек). Собор был раскольничьим. Может это ошибочная информация?

[3] ЖМП. 1978, № 11, с. 21 ошибочно указан 1923 год

[4] Иные сведения у свящ. Андрея Безбородова : "Даже мертвое его тело вызывало опасение у властей, которые почти две недели не давали разрешения на перевоз его в Киев. Несмотря на столь длительный срок, тело архипастыря, по воспоминаниям очевидцев, не только не подверглось тлению, но и источало благоухание". http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=555

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.