Значение ГЕОРГИЙ (ОРЛОВ) в Православной энциклопедии Древо

ГЕОРГИЙ (ОРЛОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Георгий (Орлов) ( 1848 - 1912 ), архиепископ Астраханский и Енотаевский .

В миру Орлов Георгий Поликарпович, родился в 1848 году в селе Подхватиловке , Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии, в семье диакона Пензенской епархии.

Первоначальное образование получил в Нижне-Ломовском духовном училище , а затем поступил в Пензенскую духовную семинарию .

Чрезвычайная бедность семейства Орловых вынудила их в мае 1858 года покинуть пределы родной Пензенской епархии и искать свое счастье в Сибири. Они переселились в Томскую епархию, где отцу Георгия Поликарповича, дьякону Поликарпу Орлову Преосвященным епископом Парфением (Поповым) дано было дьяконское место в селе Краснояре , что на Иртыше. Георгий Орлов в том же 1858 году поступил в Тобольскую духовную семинарию , где продолжил курс своего обучения.

В следующем, 1859 году была открыта Томская духовная семинария , куда и перевелся семинарист Георгий Орлов.

В 1860 г. окончил семинарию вторым учеником. Но несмотря на то, что среди своих товарищей выделялся отличными успехами, прилежанием и поведением, в академию отправлен не был, по болезни.

12 марта 1861 года он был рукоположен во священника в Чарыжскую станицу Томской епархии.

В 1866 году овдовел.

18 июня 1868 года был перемещен в Томский кафедральный собор. Кроме своих прямых пасторских обязанностей, Георгий Орлов состоял законоучителем во Владимирском приходском училище и Мариинском детском приюте, а также секретарем и казначеем Епархиального попечительства о бедных духовного звания.

В 1870 году поступил в Московскую духовную академию , которую закончил в 1874 году девятым магистрантом со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «О распространении христианства в Сибири в XVII веке» и определен учителем Томской духовной семинарии на кафедру греческого языка и одновременно преподавателем педагогики в Мариинской женской гимназии.

17 октября 1881 года назначен и. д. инспектора Благовещенской духовной семинарии .

2 марта 1883 года возведен в сан протоирея .

С 25 июня 1885 г. - ректор Благовещенской духовной семинарии .

6 апреля 1889 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита .

24 января 1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского , вик. Иркутской епархии. Чин хиротонии состоялся в Иркутске в Вознесенском св. Иннокентия монастыре .

С 12 марта 1894 г. - епископ Забайкальский и Нерченский .

С 27 сентября 1898 г. - епископ Тамбовский и Шацкий .

С 27 апреля 1902 г. - епископ Астраханский и Енотавский .

Низшие клирики епархии обратились в 1905 году к владыке с просьбой создать для них условия для их богословского образования. Благодаря активному содействию владыки 8 января 1908 года в Астрахани открылись Богословские курсы. С сентября 1909 года эти курсы были преобразованы в двухгодичные, и к ним был открыт доступ представителям из других епархий. А в конце 1910 года указом Св. Синода астраханским курсам придается важное значение.

Заслугой владыки Георгия перед Астраханской епархией было учреждение кассы братской взаимопомощи на случай заштатности и смерти. Вопрос об учреждении касс взаимопомощи был давней мечтой для местного духовенства. Он поднимался еще с 70-х годов XIX столетия, но нашел свое разрешение только при владыке Георгии. Владыка достиг своей цели на XXVIII Епархиальном съезде.

Много сделал владыка Георгий по улучшению быта учителей и учеников астраханских духовно-учебных заведений. При нем было расширено и перестроено Епархиальное женское училище, представляющее в своей завершенности грандиозное здание со всеми необходимыми служебными помещениям. Собран был также значительный капитал для расширения здания мужского духовного училища. В 1908 году при духовном училище, в день празднования 200-летия училищного Входо-Иерусалимского храма, по предложению владыки было открыто Попечительство о благолепии храма и бедных учениках.

1 апреля 1911 года возведен в сан архиепископа .

Скончался 11 июня 1912 года в г. Ялте .

Из-за болезни он уже в январе 1912 года не мог совершать божественных литургий, ограничившись только совершением всенощных бдений и молебнов. Врачи признали у него рак желудка, но не говорили больному, который все время занимался епархиальными делами и принимал просителей. В начале мая 1912 года он получил отпуск в Крым. По приезде в Ялту он предполагал, что южный климат, как и прежде, окажет пользу его организму. И первые вести от него из Ялты в Астрахань были отрадны. Но 2 июня владыка стал чувствовать сильную боль в желудке, из-за которой он совершенно не мог пить и принимать пищу. По совету врача Дьяконова стали прибегать к вспрыскиванию морфия для утоления сильных болей и страданий.

До последнего момента скрывали от него истину, и владыка все время ждал выздоровления. Окружающим же было ясно, что дни архиерея сочтены, и они стали уговаривать его исповедоваться и причаститься. Владыка, видимо, и сам почувствовал преддверие конца, и когда местный священник о. Николай предложил ему исповедь и причастие, он с радостью согласился. В ночь на 9 июня, после прочтения установленных молитв к причастию и исповеди владыка сподобился принять святые дары безболезненно. Он глубоко благодарил своего духовника за доставленное ему душевное утешение и просил помолиться о нем за литургией, чтобы Господь дал ему крепости. Ночь и утро владыка спал спокойно, но проснувшись стал снова чувствовать себя хуже и уже просил совершить над ним соборование. Отец Николай соборовал архиерея, сам же владыка, пока совершалось таинство, лежал со свечой в руке, постоянно осеняя себя крестным знамением и благословляя совершавшего службу священника. После соборования владыка призвал к себе всех своих родственников, сделав отеческие наставления внукам, чтобы они во всем слушались свою мать, благословил дочь и сестру, попросил прощения у своего келейника, который все время не отходил от него. В 4 часа 10 июня родственники пригласили о. Николая прочитать отходную молитву, при последних словах которой владыка, не приходя в сознание, трижды вздохнул и отошел ко Господу.

18 июня гроб с телом архиепископа Георгия прибыл в Астрахань, 19 июня владыка был погребен в нижнем храме кафедрального собора .

Местная Астраханская пресса писала о владыке: «Это была простота во всем: в служении, в жизни, в обстановке, в отношениях с людьми» . «В жизни владыка был настоящим трудником, не боявшимся браться ни за какое дело, каким бы оно не представлялось невыполнимым. Кто знал, сколько тревог и бессонных ночей переживал владыка, радея о каждом таком своем «детище». Быть может, только рано проявившаяся болезненность, слабость зрения и полная седина могли рассказать об этом».

Владыка любил церковную службу, служил постоянно, каждый воскресный день и праздник в кафедральном соборе или в приходских церквях. Как любитель хорошего церковного пения, он совершенно преобразовал прежний архиерейский хор. Выписал хорошего регента, и сам постоянно руководил своим хором, часто лично присутствуя на спевках и давая ноты своего богатого репертуара. Он не отрицал и хорошего нового пения, но требовал, чтобы при богослужении допускалось только то, что возвышало молитвенное настроение и отвлекало души молящихся от всего земного. Архиерейский хор при владыке Георгии считался одним из лучших в епархии. Во время богослужений он любил тишину и порядок. Каждый, сослужащий с ним, знал свое место и дело, а потому порядок за богослужением был образцовым. Это признавали и приезжающие из других городов, с особенной похвалой относились к архиерейскому служению владыки Георгия.

Владыка часто проповедовал, и проповеди его, содержательные и проникновенные, говорились им наизусть, экспромтом, что также отличало его от большинства современных ему архиереев.

Св. Иоанн Кронштадтский почтил несомненной любовью Астрахань , называл ее «Благословенным градом». Между владыкою Георгием и отцом Иоанном Кронштадтским были видны братская любовь и благорасположение, несмотря на разность их в сане. Вместе с владыкою Георгием отец Иоанн Кронштадтский участвовал в освящении 15 июля 1902 года Князь-Владимирского храма, ставшего памятником, посвященным астраханцами 900 летию крещения Руси, а 28 ноября 1904 года в освящении левого придела этого храма, названного в честь святителя Алексея митрополита Московского. 30 сентября 1903 года они вместе освящали Знаменский храм в Астрахани, а 8 сентября 1906 года соборный храм в честь Святой Троицы в Воскресенско-Мироносицком женском монастыре.

Награды

За свою отличную службу в семинарии 30 апреля 1885 года был награжден наперстным крестом.

24 апреля 1888 года сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени.

При посещении г. Благовещенска наследником Цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) архимандрит Георгий был награжден золотым наперстным крестом с драгоценными камнями. Дар этот был несомненным отличием за все беспримерные труды архимандрита Георгия в деле благоустроения вверенной ему семинарии.

6 мая 1899 года был награжден орденом Св. Анны 1-й степени.

15 мая 1901 года был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

Литература

"ЦВ" 1892, № 44, с. 436.

- " - 1894, № 14, с. 147.

- " - 1898, № 41, с. 379.

- " - 1910, № 29, с. 304.

- " - 1911, № 15-16, с. 79.

- " - 1902, № 18-19, с. 114.

"Приб. к "ЦВ" 1893, № 11, с. 438-440.

- " - 1902, № 18-19, с. 619, 620.

- " - 1912, № 15, с. 639.

"Русс. Палом." 1911, № 21, с. 335.

"Прав. Собес." 1910, сентябрь, с. 431.

- " - 1910, ноябрь, с. 2.

"Изв. Каз. Еп." 1912, № 16, с. 5-6.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1894 г., с. 32.

1903 г., с. 136.

1905 г., с. 120.

1906 г., с. 112.

1907 г., с. 134.

"Списки архиереев Иерархии Всероссийской"

СПб, 1896, № 537, с. 81-82.

"Мисс. Календарь" 1907, с. 131.

Суворов Н. "Описание Спасо-Камен. монастыря на Кубян. озере"

Изд. 2-е, 1893.

Летницкий И.Н. Издал в 1912 году книгу, посвященную памяти архиеп. Георгия.

Булгаков, с. 1395, 1400, 1414.

БЭС т. I, стб. 260, 633, 895, 956.

БЭС т. II, стб. 2145.

БЭЛ т. V, стб. 614-615, 1032.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_552

http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/georg.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.