Значение слова ГЕОРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГЕОРГИЙ

Георгий cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он сложил ссебя военный сан и явился исповедником христианства, за что и былобезглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303г. Существует много древних житий и сказаний о жизни, подвигах и чудесахсв. Г. великомученика; одно из лучших помещено в нашей славянской Минее.Древнейшие календари восточные и западные относят кончину св. Г. к 23апр.; согласно с этим и праздник ему у нас падает на это число. Главасв. великомученика обретается в Риме, во храме его имени. Наш паломникАнтоний видел верх главы его, в 1209 г., в Константинополе, вГеоргиевском-Минговском монастыре. Почитание мученика ранораспространилось на Востоке. У нас с первых времен христианства его имядавалось членам великокняжеского семейства: уже в 988 г. вел. кн.Ярослав получил при св. крещении имя Георгия. После победы надпеченегами, в 1036 г., Ярослав основал в Киеве монастырь св. Георгия иповелел по всей Руси "творити праздник" св. Георгия 26-го ноября. В1030-м году, после победы над чудью, велики князь Ярослав Георгий,устроил, в трех верстах от Новгорода, Юрьев храм, на месте которогосуществует до сих пор Юрьев монастырь. Св. Г. изображают юношей, воиномна белом коне, копьем поражающим дракона. Со временя Ярослава такоеизображение встречается на княжеских печатях и монетах. С ДмитрияДонского св. Г. считается покровителем Москвы; позже его изображеновходит в состав русск. государственного герба. В царствование ФеодораИоанновича монету с изображением св. Г. давали за храбрость воинам, дляношеция на шапке или на рукаве. На западе почитали св. Г. и храмы вчесть его явились в конце V и в VI в., и особенно со времени крестовыхпоходов. Ричард Львиное Сердце верил в особое покровительство,оказываемое ему св. Г. Английский орден подвязки, учрежденный ЭдуардомlII, считает св. Г. своим патроном. П. В. С давних пор св. Г. сделался до того народным, что чуть не в каждойстране имя его переделалось на особый лад: он - Иорге у средневековыхнемцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар,Ижик у чехов, Джерджис у арабов и т. д.; иногда он прославляется подтуземными именами, принадлежавшими языческим божествам, напр. Уастырджиу осетин или Хызр, Кедерь на мусульманском Востоке. праздник его у нас вРоссии, как и во всех славянских землях, пользуется высоким уважением исопровождается множеством разнообразных обрядов, из кот. видно, что св.Г. является специально покровителем земледелия и скотоводства; о том жесвидетельствуют и многочисленные легенды, загадки, заговоры и приметы, вкоторых поминается Егорий - Юрий. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля)на Руси имеет значение и осенний его праздник - 26 ноября, к которомуприурочено чудо св. Г. о змее и девице. Эти два юрьева дня теперь служаттолько пределами земледельческих работ, а до известного указа БорисаГодунова о прикреплении крестьян к земли имели важное юридическоезначение, так как только после осеннего Юрия дозволялся переход отодного помещика к другому. Высокое почитание св. Г. объясняется многимипричинами: его именем (gewrgoV значит земледелец), его иконописнымизображением, в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всегона коне в битве со змеем; содержанием его жития и чудес, временем егопразднованы и перенесением на него многих черт с разных языческихбожеств (персидского Митры, семитического Таммуза и египетского Юра),которое, в свою очередь, было обусловлено изображением, временемпразднования и легендой. Древнейшее житие св. Г. дошло до нас вгреческом палимпсесте IV - V века в виде отрывков (изд. Детлефсен). Этожитие апокрифическое; по его рассказу Г. мучит персидский царь Дадиан впродолжение 7 лет. Г. три раза умирает и три раза воскресает, и когда онумирает, усекнутый мечом, в четвертый раз окончательно, небесный гневпоражает его мучителей. Несмотря на запрещение церкви, именно это житие,в его позднейших переделках и распространениях, послужило источникомфранцузских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке.Оно же в славянской переделке легло в основу русского духовного стиха оЕгории Храбром, в котором св. Г. является устроителем Земли Русской. Чудо св. Георгия о змее и о девице, так же как и житие его,первоначально получило литературную обработку на Греческом Востоке,потом (до XII в.) перешло на Запад и позднее сильно распространилосьтам. Содержание его в том, что св. Георгий убивает змея или дракона,который опустошал землю одного языческого царя, во избежание чего царь играждане принуждены были отдавать ему на съедение детей своих. Когда нажертву змею выведена царская дочь, является св. Георгий, как молодойвоин (по одним вариантам он совершает этот подвиг до своего мучения, подругим - уже после смерти), и словом своим и крестом усмиряет змея,которого, по его повелению, царевна, как овцу, приводит на своем поясе вгород; после этого отец царевны и многие тысячи его подданных принимаюткрещение. Ученые болландисты, издавшие Acta Sanctorum, придают этомучуду аллегорическое толкование (змей есть язычество, девица - церковьхристианская) и буквальный смысл его считают апокрифическим. Но в народевсех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью изначительно усилило почитание св. Георгия. Особенно много народных песенпородило оно в Греции и в странах славянских; в этих песнях, как и наиконе, Георгий обыкновенно не словом, а силою оружия укрощает дракона -змея; во многих случаях прибавляются и другие поэтические подробности. Врусском духовном стихе освобожденная Егорием Храбрым царевна называетсяЕлизаветой, согласно одной из древнейших редакций чуда. См. А.Кирпичников, "Св. Георгий и Егорий Храбрый" (СПб. 1879); А. Н.Веселовский, "Разыскания в области русских духовных стихов" (Прилож. кXXXVII т. "Зап. Импер. Академии Наук. "): А. Хаханов, "Грузинский изводсказания о св. Георгии" (М. 1892). А. Кирпичников.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.