Значение БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Баженов Василий Иванович ( 1737 или 1738 - 1799 ), русский архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 в селе Дольское , Малоярославецкого уезда, Калужской губернии. Детство провел в стенах Московского Кремля , где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей. С 1751 г. состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского , там же познакомился с М.Ф. Казаковым . В 1755 г. поступил в Московский университет, в 1756 г. перевелся в гимназию при Санкт-Петербургской Академии Наук, был учеником С.И. Чевакинского , одновременно участвовал в его архитектурных работах. В 1758 – 1760 гг. в числе первых слушателей Санкт-Петербургской императорской Академии Художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота . В 1760 – 1762 гг. как пенсионер академии обучался в Парижской Академии Художеств у Ш. де Вайи (получил диплом архитектора), в 1762 – 1764 гг. совершенствовал свои знания в Италии. Являлся профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии Художеств во Флоренции и Болонье; с 1765 г. чл. Санкт-Петербургской Академии Художеств, в 1799 гг. ее вице-президент. В 1767 – 1792 гг. работал в Москве , в 1792 – 1799 гг. – в Санкт-Петербурге . Баженову принадлежат попытки организации художественной школы и общественной картинной галереи в Москве, замысел реформы Академии Художеств, которая должна была стать центром русской теоретической мысли в области архитектуры, участие в публикации полного перевода 10 книг римского архитектора Витрувия (изд. в 1790 – 1797 ), подготовка проекта издания свода «Российской архитектуры».

Архитектурные проекты Баженова отличались грандиозным размахом, решение градостроительных задач сопровождалось поисками нового национального стиля. Так, решенный в духе классицизма Большой Кремлевский дворец, по замыслу Баженова, должен был стать национальным центром страны, своеобразным символом единения народа и самодержавия. Внутреннее пространство Кремля строилось на сочетании системы площадей и перспектив, главная овальная площадь ансамбля предназначалась для народных собраний, от нее вели 3 дороги – в столицу русских древностей Киев , в столицу Петра Великого Санкт-Петербург , и в столицу русской веры Сергиев Посад . Торжественная закладка здания состоялась в 1773 г., однако после Пугачевского бунта строительство дворца было прекращено ( 1775 ; деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА), разрушенные стены Кремля восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Казакову .

В 1775 г. Василий Иванович Баженов при участии Казакова сооружает временный декоративный комплекс увеселительных строений на Ходынском поле по случаю празднования мира с Турцией. В этом проекте Баженов впервые разработал принцип живописной планировки, позднее развитый в дворцово-парковом комплексе Царицына под Москвой, ставшем наиболее ярким воплощением романтической темы в архитектуре Москвы. Одна из главных художественных задач и идей Баженова в Царицыне – создание универсального синтетического стиля – слилась с масонским замыслом воплотить в архитектурных формах гармонию Вселенной. Декоративное решение царицынского ансамбля навеяно мотивами древнерусского и русского зодчества XVII в. (сочетание красного кирпича и белого камня), западноевропейской готики (стрельчатая арка), турецкими мотивами («тюркери») в сочетании с ордерной системой классической архитектуры. В 1785 г. императрица Екатерина II посетила Царицыно, дворец ей показался мрачным и неудобным. По ее приказу ряд корпусов был срыт, возведение нового дворца поручено Казакову . Псевдоготика также характерна для архитектуры подмосковных церквей Баженова в селах Знаменка (1768–1784), Быково (1789), Троицком-Кайнарджи (кон. XVIII в.) и др.

Среди наиболее известных построек архитектора В.И.Баженова в Москве: дом П. Е. Пашкова (1784–1786, ныне старое здание Российской государственной библиотеки), дом Долгова на 1-й Мещанской ул. (1770), дом И. И. Юшкова на Мясницкой ул. (80-е гг. XVIII в.), колокольня и трапезная (1783–1791) церкви в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка и др.; Михайловский (Инженерный) замок в Санкт-Петербурге (начат в 1792, с 1797–1800 строительством руководил В. Ф. Бренна).

Скончался 13 августа 1799 , в Санкт-Петербурге .

Литература

Снегирев В. Л. Баженов. М., 1950;

Михайлов А. И. Баженов. М., 1951;

Пигалев В. А. Баженов. М., 1980;

Разгонов С. Н. В. И. Баженов. М., 1985;

Новиков В. И. Масонство и русская культура. М., 1993;

Сергеев И. Н. Царицыно. М., 1995;

Герасимов Ю. Н., Панухин П. В., Швидковский Д. О. Ансамбли Москвы эпохи классицизма // Архитектурные ансамбли Москвы XV–XX вв. М., 1997. С. 201–232.

Использованные материалы

Статья из IV тома «Православной энциклопедии»

http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41767&p_comment=belief

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.