Значение слова АНГЕЛ в Православной энциклопедии Древо

АНГЕЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ангелы (греч. "ангелос" - вестник), созданные Богом по образу Божию [1] бесплотные существа, более совершенные, чем люди, которым они возвещают волю Божию. Ангелы одарены свободной волей; согрешившие делаются злыми духами.

Ангельская иерархия

По "Небесной Иерархии" Дионисия Ареопагита Ангелы подразделяются на три лика:

Высшая иерархия

Серафимы ("огненные") - пламенеют любовью к Богу и горят ею/

Херувимы - излияние премудрости, просвещения. Через них посылается истинное Богопознание.

Престолы - носящие Бога, служат правосудию Божию.

Средняя иерархия

Господства - наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей волей.

Силы - исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворений и прозорливости святым.

Власти - укрощают силу дьявола, ограждают людей от бесовских искушений.

Низшая иерархия

Начала - начальствуют над ангелами, направляя их исполнению Божьей воли. Им поручено управление вселенной, охранять страны, народы племена.

Архангелы - благовестники, открывают тайны, укрепляют веру.

Ангелы - особенно близки к людям, охраняют верующих, удерживают от падений.

Ангелы народов В Пятой книге Моисея - Второзаконии говорится в греко-славянском чтении: "Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих" (Втор. 32, 8). В еврейско-русском чтении это место звучит иначе: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых".

Существует мнение, что первое прочтение этого стиха правильнее. При этом ссылаются на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова , где говорится: "Комуждо языку устроил вожда, и часть Господня Израиль есть" (Сир. 17, 14, 15). Так считали некоторые отцы и учители христианской церкви, например Ориген , Киприан , Златоуст и др. Вероятно, нынешнее еврейское чтение "бене-израель" поставлено вместо древнего, правильного "бене-эль".

Смысл приведенного из Второзакония стиха такой: Бог во время смешения языков и рассеяния народов отдал все народы под покровительство особых Ангелов-хранителей, а еврейский народ взял под Свое непосредственное попечение, как часть и удел Свой.

См. также

Св. Дионисий Ареопагит, О небесной Иерархии , М., 1898:

http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.i_iii.d_03_0003

Использованные материалы

http://www.pravoslavie.rosdon.ru/hrist/cerkov.htm

http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm

Свт. Маркъ Ефесскiй, "Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ , СПб., 1872, т. III, 32-50:

http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_...010_

[1] О том что ангелы созданы по образу Божию учат св. Дионисий Ареопагит (кн. О Бож. именах , гл. 4), св. Кирилл Александрийский , прп. Иоанн Дамаскин ( Точное изл. правосл. веры , кн. 2, гл. 3), свт. Марк Ефесский ("Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка", опубл. в Странникъ , СПб., 1872, т. III, 32-50) и другие. См. Макария Догм. богословие , т. 1, 393.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.