Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Алексий (Гаврин) ( 1883 - 1937 ), монах , преподобномученик .
В миру Гаврин Алексей Петрович.
Память 27 ноября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился в 1883 году в с. Павлодаровка Борисоглебского р-на Воронежской области [1] в семье крестьянина Петра Гаврина, который, как знавший хорошо грамоту, был в селе писарем. Алексей окончил церковноприходскую школу. Будучи призван в армию, он служил в 7-м запасном Кавказском полку, квартировавшем в городе Тамбове. Здесь он окончил в 1905 году военно-ветеринарную фельдшерскую школу. Впоследствии, благодаря полученному образованию, работал ветеринарным фельдшером.
В 1916 году Алексей Петрович переехал в Москву и поселился на Донской улице, неподалеку от храма Ризоположения . В тридцатых годах настоятелем храма был протопресвитер Александр Хотовицкий , духовный отец Алексея Петровича.
В начале двадцатых годов Алексей Петрович тяжело заболел, и посещавший его иеромонах Гефсиманского скита Иаков (Шеманов) предложил ему принять монашество . Алексей Петрович согласился и был пострижен отцом Иаковом в монашество в 1923 году. После пострига его здоровье поправилось. И до пострижения в монашество он вел благочестивую жизнь, а теперь, став иноком, усугубил подвижнические труды и за свое благочестие стал известен многим верующим: одни приходили к нему испросить совета в вопросах христианской жизни, а крестьяне подмосковных селений приходили к нему, зная его и как хорошего ветеринара.
В 1937 году вместе с массовым уничтожением духовенства и верующих власти стали преследовать любое почитание святыни и арестовывать тех, кто почитал не прославленных еще тогда Православной Церковью подвижников и ходил молиться на их могилы. Так были арестованы многие почитатели иеросхимонаха Аристоклия , погребенного на Даниловском кладбище, и протоиерея Валентина Амфитеатрова , погребенного на Ваганьковском кладбище.
22 октября 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и монах Алексий.
Был обвинен в том, что являлся почитателем умершего Афонского иеросхимонаха Аристоклия и его келейника, старца Исаии. Он сказал, что лично старца Исаию никогда не видел. Старец Исаия в последние годы жил недалеко от ст. Косино Ленинской ж.-д. на даче у одной из своих духовных дочерей, Юркиной Анны Васильевны, скончавшейся в 1936 г., а позже - у ее родных.
На допросе монах Алексий, отвечая на вопросы следователя, сказал, что среди лиц, «которые приходят ко мне за медицинской помощью или с вопросами в отношении того, как вылечить скотину, я проводил небольшие душеспасительные беседы и чтение книг духовного содержания. Говорил по этому вопросу и с верующими, посещающими церковь, и на улице».
— Следствие располагает данными о том, что вы, беседуя с верующими по вопросам Священного Писания, выражали недовольство советской властью в ее отношении к религии и высказывали по этому вопросу антисоветские настроения. Дайте показания по существу вопроса? — потребовал следователь.
— В беседах с верующими я выражал недовольство тем, что советская власть проводит гонение на религию, закрывает церкви, арестовывает духовенство, и в связи с этим говорил, что власть антихристова долго существовать не будет, скоро придет такое время, когда снова будет царствовать православная вера и Церковь. Я призывал верующих к тому, чтобы они своим смирением и любовью к Богу укрепляли Церковь и являлись верными ее последователями. Нужно сказать, что это кое-какое влияние имело. Несмотря на испытания, которые сейчас переживает Церковь, храмы посещают и старики, и люди среднего возраста, и молодежь. Я принял монашеский постриг и в меру моих сил и здоровья старался укреплять веру среди людей.
— Кто и в каких целях вас посещал на квартире? — спросил следователь.
— На квартире меня посещали очень многие из близлежащих селений около Москвы, из села Коломенского, Новинки-Раменки, Воробьевых гор, Гладышева, Семеновского, Черемушек, Дальнего Беляева, Воронцова и других селений. Люди обращались ко мне за советами.
— За какими советами обращались к вам крестьяне вышеуказанных селений?
— Меня знали как ветеринарного фельдшера и обращались ко мне, чтобы я оказал помощь заболевшему скоту. Я не отрицаю, что ко мне обращались и за советами другого порядка — идти ли в колхозы, спрашивали, когда кончится советская власть, и так далее. На вопросы о колхозах я говорил, чтобы в колхозы не входили, о советской власти говорил, что она скоро должна погибнуть, потому что ею многие недовольны.
21 ноября 1937 года следствие было закончено. Монаха Алексия обвинили в том, что он среди "окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию, в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничество" и "активно участвовал в контрреволюционной церковно-монархической группировке".
23 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
10 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.
См. также
Групповое Дело - "П-74889, Москва, 1937 г."
Емельянов Иван Арсентьевич
Зерцалова Анна Ивановна
Конюхова Матрена Степановна
Пантелеимона (Гончарова)
Использованные материалы
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://www.fond.ru/book/book7/7-32.htm
[1] по fond.ru - с.Пичаево Борисоглебского уезда Тамбовcкой губернии
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент