Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Емельянов Иван Арсентьевич ( 1876 - 1937 ), мученик .
Память 27 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился в 1876 году в селе Рыково Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. Окончил сельскую школу и переехал в Москву , устроившись работать служащим в одном из учреждений. В Москве он поселился на Донской улице, в квартире, в которой впоследствии стал жить Алексей Петрович Гаврин , и так же, как и он, Иван Арсеньевич был прихожанином храма Ризоположения на Донской улице . Вместе с ним в квартире жили его брат и сестра. Все они были одного христианского духа, и вскоре их жительство стало подобно жизни монашеской общины, в особенности после начала гонений на Церковь, когда были уничтожены монастыри и монахи стали селиться в частных квартирах и домах. В комнате Ивана Емельянова Алексий Гаврин был пострижен в монашество, что было впоследствии поставлено властями в вину хозяину квартиры.
В 1937 году был на пенсии. Являлся почитателем умершего Афонского иеросхимонаха Аристоклия .
Спустя десять дней после ареста монаха Алексия, 2 ноября 1937 года, был арестован и Иван Арсеньевич и затем заключен в Бутырскую тюрьму . На допросе следователь спросил его:
— Кто и в каких целях посещал на квартире Алексея Гаврина?
— Алексея Петровича Гаврина на квартире посещали очень многие. Посещал его священник Александр Хотовицкий и многие другие из ближайших селений, которые к Гаврину обращались за различными советами и за медицинской помощью. В прошлом он был ветеринарным фельдшером, и в силу этого к нему обращались крестьяне, когда у них болел скот. Кроме того, он лечил и людей.
— Следствие располагает данными, что Гаврин обращавшихся к нему за советами обрабатывал в антисоветском духе. Вы подтверждаете это?
— Нет, я это не подтверждаю, — ответил Иван Арсеньевич, а затем, подписываясь под ответом, чтобы уже не было никаких сомнений, вывел большими буквами «НЕТ».
— Гаврин в вашем присутствии производил прием своих почитателей? — спросил следователь.
— Да, иногда проводил прием и в моем присутствии.
— Следовательно, вы были очевидцем этих приемов?
— Да, я был очевидцем таких приемов.
— Гаврин разговор со своими почитателями вел в вашем присутствии или же он просил вас удалиться?
— Алексей Петрович Гаврин меня не стеснялся и беседы со своими почитателями проводил в моем присутствии, и я был свидетелем его бесед с посетителями.
— Воспроизведите характер этих бесед.
— В большинстве случаев Алексей Петрович Гаврин с посетителями проводил беседы на религиозные темы. Подробности его бесед я воспроизвести не могу.
— Следствие располагает данными, что вы являетесь одним из активных почитателей умершего афонского монаха Аристоклия и среди окружающих прославляете его как «святого». Вы подтверждаете это?
— Да, я не отрицаю, что являюсь почитателем умершего афонского монаха Аристоклия и несколько раз посещал его могилу вместе с Алексеем Гавриным, который прославляет его как святого старца.
— Ваше отношение к советской власти?
— Отношение мое к советской власти лояльное.
— По вашим словам, вы лояльно настроены к советской власти. В то же время вы распространяете контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся гонении на религию. Как вы расцениваете ваши действия?
— Контрреволюционных слухов я не распространял. Я человек верующий; в соответствии со своими религиозными убеждениями верю, что установление властей от человека не зависит. А поэтому мое отношение к советской власти безразличное. Для меня безразлично, какая власть будет. Была власть царя — я подчинялся ей и считал, что она установлена Богом, сейчас советская власть — я ей подчиняюсь, а если завтра будет еще какая-нибудь другая власть — и ей должен подчиниться. Человек не может укрепить существующую власть, она будет существовать столько, сколько ей положено.
— Среди окружающих вы заявляли, что советская власть — есть власть антихриста. Вы это подтверждаете?
— Не отрицаю. Действительно, я считаю, что советская власть — есть власть антихриста и послана народу в наказание.
— Вы разделяете мировоззрение советской власти о насильственном свержении господства эксплуататоров и захвате власти в руки народа?
— Я, как верующий, считаю, что, прежде всего, все люди братья и я не должен никому делать зла и лишать его тех достояний, которыми он владеет. В силу этого я не разделяю мировоззрения советской власти о насильственном захвате власти. Я против всякого насилия. Я сторонник мирного переустройства общества и мирного содружеского сотрудничества всех категорий людей, что советская власть отрицает, чем вносит вражду среди людей.
21 ноября следствие было закончено. Иван Арсеньевич был обвинен в том, что «является активным участником контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества, свою квартиру предоставлял для совершения тайных пострижений в монашество».
23 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
10 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.
См. также
Групповое Дело - "П-74889, Москва, 1937 г."
Алексий (Гаврин)
Зерцалова Анна Ивановна
Конюхова Матрена Степановна
Пантелеимона (Гончарова)
Использованные материалы
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://www.fond.ru/book/book7/7-33.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент