Значение АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо

АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Агафангел (Соловьёв) ( 1812 - 1876 ), архиепископ Волынский и Житомирский .

В миру Соловьёв Алексей Федорович, родился 8 февраля 1812 года в с. Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.

По окончании в 1832 г. Владимирской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию .

2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха .

20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания.

8 октября 1838 г. был назначен библиотекарем академии.

В 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры .

28 февраля 1842 года назначен инспектор Московской духовной академии .

21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря .

22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита .

С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря .

19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря .

20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря.

В 1855 году стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала " Православный собеседник ".

31 марта 1857 года хиротонисан во епископа Ревельского , викария С.-Петербургской епархии.

С 6 февраля 1860 года - епископ Вятский и Слободской .

В Вятке стал инициатором издания Епархиальных ведомостей , основал училище для девиц духовного звания, епархиальную библиотеку. В Вятскую духовную семинарию пожертвовал книги личной библиотеки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня .

С 17 июня 1866 года - епископ Волынский , священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры .

31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа .

В Житомире издавал Волынские епархиальные ведомости , устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при семинарии.

Агафангел был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры , критиковал проект реформы церковного суда, инициатором которой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских епархиальных ведомостях по поводу антиканоничности реформ.

Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире . Погребен в Житомирском Преображенском соборе .

Личность преосв. Агафангела и его деятельность характеризуется двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.

В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиеп. Казанскому Григорию , закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: "Светская наука и литература - это обширная пустота". Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

Не имея понятия об истории русского раскола , он читая ее по кратким запискам архиеп. Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: "Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки - последний народ в мире...". Он любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед приходом его на лекцию сначала несли часы с репетиром и ставили на кафедру, потом являлись книги и - шел сам с шиком и велелепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: "Виждь труд мой и прилежание мое...".

Он слыл человеком недалеким на взгляд студентов. Между тем, сам о себе он был высокого мнения и всякую нелепость готов был до упаду защищать. На этот счет в академии ходило несколько смешных рассказов между студентами, как профессора академии рассуждали, нельзя ли ухитриться смягчить и улучшить ректора.

Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. "Что с вами?"- спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их. По обычаю, в субботу являлись вечером все старшие, разговор повел ректор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: "Г. Соколов, что у вас на ногах?" "Сапоги, ваше высокопреподобие", - отвечает тот. "А в сапогах что?" -"Ноги, ваше высокопреподобие". Разумеется кончилось все общим смехом.

В 1841 г. Агафангел обратился к трем митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , которого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу.

Агафангела смущало расхождение труда Павского с традиционными толкованиями. В своем рапорте он даже рекомендовал не изымать тексты Павского, поскольку, по его словам, "сею мерою можно только вооружить христиан против власти церковной". Однако его совет не был принят во внимание.

Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали, как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства. Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: "Я пользовался большим вниманием и расположением о. Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с о. Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского. По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина. Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письма к трем митрополитам".

О своем решении он советовался с бакалавром о. Платоном, который одобрил и благословил его на это дело.

Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности.

Преосв. Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг.

Преосв. Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время.

Существовавшие славянские издания Библии Агафангел считал неудовлетворительными из-за их "темноты и неверности", которые "закрывают" истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями.

Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд его на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской Лавре, как искренний попечитель ее благолепия.

Труды

Книга Иова в русском переводе с еврейского с подстрочными примечаниями. Вятка, 1861.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Перевод с греческого. СПб., 1860.

Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1854.

Объяснение экзегетического характера первых семи глав Евангелия от Матфея, напеч. в "Волынских епархиальных ведомостях".

Перевод "Книги правил".

Слова поучительные Агафангела еп. Ревельского, вик. СПб. М., 1848; 2-е изд. СПб., 1859; Вятка, 1860. № 1860.

Пастырское наставление Церкви Вятской. Вятка, 1860

Слова Агафангела еп. Вятского и Слободского.

Последнее "Слово" напеч. в "Волын. Еп. Вед." в 1876 г. № 11.

Пленение Русской Церкви: Записка и проект всеподданнейшего ходатайства перед государем Александром II. М., 1906.

Значительная часть сочинений вл. Агафангела (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

Литература

Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. т. III. с. 62, 68.

Чистович И.А. "История перевода Библии" и Письма Филарета к Антонию.

Знаменский П. История Казанской духовной академии (1842-1870). Казань, 1891. с. 104-136.

Барсов Н. Герасим Петр. Павский. // Русская старина. 1880. № 5.

Чтен. общ. истории и древностей. 1869. кн. 4. смесь. с. 184 (Некрологи и вопоминания).

Хойнацкий А.Ф. Волыно-Почаевский патерик. 1888.

К.Х. Агафангел (Соловьев), архиеп. Волынский: Биографический и критико-библиографический очерк. Почаевская Лавра, 1893.

Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. 1. с. 120.

Смирнов С. История МДА.

С.-Петербургские епархиальные ведомости, 1876. № 77.

Московские ведомости. 1870. № 49; 1876. № 11.

Вятские епархиальные ведомости. 1869. № 20.

-"- -"- 1876. № 9. с. 262-266.

Волынские епархиальные ведомости. 1872. № 9.

-"- -"- 1875. № 8. с. 287-318.

Кавказские епархиальные ведомости. 1876. № 7. с. 249-250; № 11. с. 395-398.

Курские епархиальные ведомости. 1876. № 5. с. 219-220.

Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 10. с. 214-215.

-"- -"- 1892. № 2. с. 84.

Донские епархиальные ведомости. 1876. № 7.

Голос. 1876. № 71.

Гражданин. 1876. № 11.

Домашняя беседа. 1876. № 11.

Духовная беседа. 1876. № 11, 23.

Православный собеседник. 1902. нояб. с. 633; 1915. янв.

Русская старина. 1879. апр. с. 657.

-"- -"- 1880. май. с. 116-117.

-"- -"- 1881. июль. с. 479, 486 п/с. 2.

Юбилейный сборник. с. 59-60, 84, 90, 307, 328, 580.

Русский архив. 1893. кн. 3. с. 48-52, 398.

-"- -"- 1910. кн. 1. с. 107. № 1.

Исторический вестник. 1881. февр. с. 387-388.

-"- -"- 1882. сент. с. 10; окт. с. 18-19.

Православное обозрение. 1865. апр. с. 216, 218.

-"- -"- 1866. дек. с. 174.

-"- -"- 1870. март. с. 68.

-"- -"- 1876, янв-апр. с. 569-570.

Христианское чтение. 1868. май. с. 729.

-"- -"- 1871. дек. с. 85.

-"- -"- 1872. май. с. 184.

-"- -"- 1874. авг. с. 889.

-"- -"- 1875, июль-дек. с. 525.

Труды КДА. 1873. янв. с. 140.

-"- 1874. март. с. 122.

Толстой Ю. № 344.

Булгаков. с. 1397, 1398.

БЭС. т. I. с. 50, 547, 593.

БЭЛ. т. I. с. 255; т. III. с. 775.

ЭС. т. I. с. 378; т. I, доп. с. 36.

РБС. т. I. с. 53.

ЖПБ. т. III. с. 185.

Н.Д. с. 56, 69, 78.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2350

http://www.pravenc.ru/text/63204.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.