(скала, камень; Ин 1:40) - сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (Сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Ин 1:42, Мф 16:18). Семейство его жило в Капернауме (Мф 8:14, Мк 1:24, Лк 4:38); по роду своих занятий он был рыбарь (Лк 5:1-3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лк 5:6-9), в таком количестве, что даже "сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! Воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный." О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мф 14:29). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мф 16:16). Впрочем его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: "отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн. Потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое" (Мф 16:22-23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: "не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого" (Ин 6:67-69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лк 8:51). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа па Фаворе, в время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф 26:36-56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Ин 18:10). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: "Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век." Когда же Господь сказал ему: "если не умою тебя, не имеешь части со Мною," он впал в другую крайность и воскликнул: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову" (Ин 13:8-9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: "Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя." На это сказал ему Господь: "душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды" (Ин 13:37,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. "И, вышел вон, замечает Евангелист, он плакал горько (Мф 26:75). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: "идите, скажите ученикам и Петру" (Мк 16:7). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих (Ин 21:16). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими (Деян 4:19-20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и наконец скончался мученически в Риме. Существует предание, что Римские Христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того особо, 16 января - поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра.
Ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.
Первое соборное послание ап. Петра состоит из 5-ти глав и написано в Вавилоне в 65 году по Р.Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает Христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков Христианскою свободою, потом в частности излагает правила Христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых.
Второе послание состоит из трех глав, писано ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетовании Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. "Ибо, если избегши скверн .мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого." И в другом месте он говорит: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленном, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать, ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет 2:20, 3:9-10).