возникла на волне двух важнейших тенденций в общественных науках - переориентации обществознания со структуры на деятельность, или дееспособность (agency), и так называемого языкового поворота (linguistic turn) в философии, социологии, антропологии и проч., который означал переосмысление социальных процессов с точки зрения символических форм, в которые они облечены. Понятие перформатива (performative) было заимствовано феминистскими исследователями из философской концепции языка одного из наиболее влиятельных британских философов XX века - Джона Остина (John Austin). Первоначальное определение перформатива, которое было введено им в книге "Как действовать с помощью слов" ("How to do things with words", 1962), построено на противопоставлении двух типов высказываний: констативов - высказываний, которые выполняют только функцию описания, и перформативов (от англ. perform - исполнять, выполнять, делать, осуществлять) - высказываний, произнесение которых "является осуществлением действия" (Остин. С. 27). Например, перформативным является высказывание: «Я называю корабль "Королева Елизавета"».
Важным отличительным признаком перформативов является отсутствие у них истинностного значения, то есть они не являются ни истинными, ни ложными. Именно это свойство перформативов, а также их эквивалентность действию, подчиненному правилу, послужили основой их использования в теории гендерной идентичности в пионерских работах Джудит Батлер и Евы Кософски-Седжвик. В настоящее время понятие перформативность используется не только при анализе гендерной идентичности, но и при изучении других аспектов идентичности - расы, этничности, классовой принадлежности и проч.
Согласно перформативной теории гендерной идентичности, не существует истинной природы женщины или истинной природы мужчины, вытекающих из их телесных особенностей. Гендер является результатом, или следствием многократных перформативных действий (performative acts), осуществленных в определенном культурном контексте, а видимость его естественности создается этим многократным повторением.
Важным аспектом перформативной теории является стремление объяснить, как происходит изменение идентичности. "Парадоксальным образом, - пишет Джудит Батлер, - переосмысление идентичности как следствия (effect), то есть как произведенного или порожденного открывает возможности "действий" (agency), которые незаметно перекрываются, если типы идентичности рассматриваются как предзаданные и неизменные. Если идентичность понимается как следствие, то это означает, что она не является ни фатально предопределенной, ни совершенно искусственной и произвольной" (Butler J., 1990. P. 147).
Если идентичность понимается как практика, а точнее как практика означивания, то есть считается, что принятые в данной культуре идентичности формируются в результате "обусловленного правилами дискурса, который встраивается во всепроникающие каждодневные акты означивания", то механизм изменения идентичности заключен в "практике повторного означивания" (Там же. С. 145). Такой практикой повторного означивания Батлер считает, например, отношения между лесбиянками, типа "butch-femme", когда одна из них повторяет модель поведения, соответствующую в данном обществе идеалу женственности, а другая - модель, соответствующую идеалу мужественности. Поскольку подобные отношения находятся за пределами норм гетеросексуальности, их нельзя считать простой имитацией последней. Отсутствие в данном случае привычного сочетания гендера, пола (определенной телесной организации) и желания свидетельствует о перформативности гендера.
Performative theory of gender (англ.)
Литература:
Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986.
Butler Judith. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of "Sex". N. Y., L.: Routledge, 1993.
Butler Judith. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N.Y., L.: Routledge, 1990.
Sedgwick-Kosofsky Eve. Queer Performativity: Henry Jame's "The Art of the Novel: A Journal of Lesbian and Gay Studies". GLQ, 1993, 1: 1. P. 1-16.
© Т. В. Барчунова