- вариант дисплея идентичности, социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне межличностного общения; основной механизм создания гендера в процессе взаимодействия лицом к лицу. Гендерный дисплей проявляется в телесной идиоме, символике, стиле и содержании общения. Межличностная коммуникация в конкретной ситуации сопровождается фоновым процессом отнесения собеседника к категории мужчин или женщин, т. е. категоризации по признаку пола. Человека относят к полу, получая многообразную информацию, соответствующую конвенциональным правилам. Имя, внешний облик, тембр голоса, манера речи и движения, стиль выражения чувств - все эти множественные проявления представляют собой гендерный дисплей, который позволяет идентифицировать собеседника как мужчину или женщину. Приписывание пола или категоризация по полу является неизбежной базовой практикой повседневного взаимодействия. Обычно она представляет собой неосознанный, нерефлексируемый фон коммуникации. Сама возможность категоризации индивида по полу является залогом коммуникативного доверия. Быть мужчиной или женщиной и это проявлять - значит быть социально-компетентным человеком, вызывающим доверие и вписывающимся в практики общения, принятые в данной культуре.
Термин гендерный дисплей введен американским социологом Ирвином Гофманом, автором социологии драматургического интеракционизма. Используя понятие гендерный дисплей, сторонники социального конструктивизма вслед за Гофманом утверждают, что проявления гендера невозможно свести к исполнению половых ролей, что гендерную идентичность нельзя отменить или сменить, подобно платью или роли в спектакле. Гендерный дисплей - это многообразие представлений и проявлений "мужского" и "женского" в межличностном взаимодействии. Гендерный дисплей - или конвенциональное проявление мужского и женского - не может быть сведено к сочетанию речи, мимики, костюма и грима. Это поистине виртуозная "игра", ориентированная на партнеров по пьесе и мизансцене; эта игра давно срослась с жизнями "актеров" и представляется игрокам и наблюдателям естественным проявлением их сущности. В этом и заключается загадка конструирования гендера - каждую минуту участвуя в "маскараде" представления пола, люди делают это таким образом, что игра по правилам кажется естественным проявлением человеческого Я. Каковы же доказательства того, что гендерный дисплей не является производным анатомо-физиологического пола? Аргумент прост - гендерный дисплей не универсален - он детерминирован культурой и властными отношениями. Разные общества, социальные группы и даже разные социальные ситуации предполагают различные конвенциональные формы гендерного дисплея. Различия гендерных дисплеев заставляют обратить внимание на властное измерение отношений между полами, явленное в межличностном взаимодействии.
Gender display (англ.)
Литература:
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. 368 с.
Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера (Пер. Е. А. Здравомысловой) // Труды СПбФ ИС РАН. Гендерные тетради. Вып. первый: СПб, 1997.
Gender Display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1976. N 3. Р. 69-77.
Goffman E. The Arrangement Between Sexes // Theory and Society. 1977. N 4. Р. 301-331.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.
© Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина