Геннадий Семенович [1903—] — советский писатель. Р. в семье инженера, окончил командные бронетанковые курсы в Ленинграде, учился в ленинградском ун-те (фак-т общ. наук) и в ин-те истории искусства (словесное отд.). Совершил около 20 творческих поездок по Карелии. Первая книга стихов — «Разведка» — вышла в 1927, вторая — «Контрольные цифры» — в 1929. В стилевом и тематическом отношениях стихотворения обоих сборников весьма разнородны. Лирические этюды, городские пейзажные зарисовки перемежаются здесь со стихами о гражданской войне. В последних изображение революционной героики зачастую подменяется сухой прозаической хроникой. Стихи следующих сборников «Дело за мной» [1931], «Весна в термической» [1932], посвященные героической теме — победе пятилетки — в художественном отношении мало выразительны и слабо передают пафос социалистического строительства. Более удачна последняя книга стихов — «Тетрадь Аркрайта» [1933], в к-рой, однако, сильно ощущается влияние поэтики акмеистов, а также художественных приемов Киплинга. Ф. принадлежит и ряд переводов баллад Киплинга. Над прозой Ф. работает с 1930. Лучшая его книга «Падение Кимас-озера» [1933] описывает смелый рейд курсантов Петроградской интернациональной военной школы в глубокий тыл противника во время ликвидации белофинской авантюры 1922. По жанру «Падение Кимас-озера» — развернутая лирико-героическая новелла; чувства ненависти к врагу, преданности социалистической родине, самоотверженной любви к человеку определяют ее идейный и эмоциональный строй. Книга пользуется большой популярностью,
689 особенно в Красной армии и среди молодежи. В 1934 отряд бойцов Ленинградского военного округа совершил большой лыжный поход на Кимас-озеро по маршруту, описанному в книге Ф. Повесть выдержала ряд изданий. В СССР она переведена на финский, немецкий, еврейский языки, за границей — на шведский и английский. В 1936 Ф. совместно с кинорежиссерами бр. Музыкант написал сценарий фильма «За советскую родину» на сюжет этой новеллы. «Падение Кимас-озера» — это первая книга задуманного автором цикла произведений о революции и гражданской войне в Финляндии и Карелии. Следующими в этом цикле являются: «Мы вернемся, Суоми!» [1934] — роман о восстании лесорубов Пахьяла (северн. район Финляндии) в 1922, «Третий поезд» [1935] — повесть о доставке советского хлеба для голодающих финских рабочих в 1918 и «Клятва» [1938] — роман о финляндск. революции 1918, о причинах ее поражения. Особняком стоит «Ялгуба» — цикл фольклорных новелл, сделанных по материалам устного творчества карельского народа. Наряду с характерными бытовыми сюжетами здесь содержатся героические народные легенды о революции и гражданской войне, эпизоды колхозного быта, отражающие заботу о человеке, изобилие колхозной жизни, героизм хранителей колхозного добра. В новеллах воспроизведены стиль и приемы народно-героического сказа, сохранены фольклорная лексика, живая народная речь. Образ рассказчика-балагура объединяет отдельные новеллы. В форме реалистической сказки написана также книга «Вредная черепашка и теленомус» [1939] — о нашествии на колхозные поля Украины вредного насекомого и о борьбе с ним, организованной Научным институтом во главе с академиком Лысенко. Драматические ситуации переплетаются с шутками, с забавными анекдотами, чудесными приключениями. Но сквозь сказочную форму в произведении ощущается живой и бурный мир нашей современности. Умелое сочетание сказочных элементов с реалистическим отображением новых форм жизни — характерная черта прозы Ф. Две книги Ф. — «Падение Кимас-озера» и «Ялгуба» — получили одобрительный отзыв А. М. Горького (Письма к рабкорам и писателям, Журн.-газ. объед., М., 1936, стр. 31).