Лев Вениаминович [1891—] — советский писатель. Р. в семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 целиком
85 отдался лит-ой деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр. Первые лит-ые воспоминания Н. отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сб. «История и стихи Анжелики Сафьяновой» [1918], несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу «маленьких Ренье из подмосковной дачи», не подымаются над уровнем «салонной» поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой. Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. стихов «Страдиварий», пьеса «Последний день Парижской Коммуны» и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. с эпигонским эстетизмом начальной поры. Как писатель Н. получил известность с переходом к художественной прозе [1923—1924]. Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман «Хмель», 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности. Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически («Банный лист», «Серафим Жеребецкий», «Вторая Мещанская» и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. цивилизации («Парадиз» и пр.). Представляет интерес попытка Н. создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа «Никаких случайностей» [1924]. Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью. Однако в следующем романе того же типа — «Тайна сейфа» [1925], — сюжетно более изощренном, от «революционной романтики» не остается следа. В дальнейшем Н. центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями («Матросская тишина», «Путешествие на Пигаль» и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения. Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности («Голые короли», 1926; «Адъютанты господа бога», 1927). «Адъютанты господа бога» — исторически-документальное повествование
86 о разложении и распаде Российской империи в 1914—1917. Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции. На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло. Иллюстрация: В. Козлинский. Иллюстрация к роману « Время ,
пространство, движение » [ 1933 ] Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. в последних его произведениях 1930—1932. Очерки Н. «Письма об Испании» [1930] и в особенности двухтомный роман «Время, пространство, движение» [1931—1932] — яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция
87 художественного развития Никулина — стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности. В «Письмах об Испании» Н. сумел со страны «плаща и шпаги» снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть «особую отрасль чисто испанской промышленности», за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции. Реалистичен и автобиографический роман «Время, пространство, движение» — наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. входило дать не просто рассказ о своей жизни, а «отражение истории в человеке», свой личный биографический опыт, судьбу своего «сверстника» представить как типическую историю «молодого человека XX ст.». Н. раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из «спутника революции» ставшего ее «участником». Роман Н. — «человеческий документ» современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания «молодого человека XX столетия»: среду либеральных литераторов и аристократической богемы, «платонических социалистов» и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями «индивидуального террора». Страницы романа, на к-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, — наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман «Время, пространство, движение» представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения. Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж лит-ых портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слепцова и пр.), лит-ых пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п. В своей автобиографической эпопее Н. подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата. Библиография: I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. «Обелиск», Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. «Красная новь», М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. «Крокодил», М., 1923; Хмель, Роман, изд. «Накануне», Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. — М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. «Пучина», П., 1924; То же, изд. 2-е, «ЗиФ», М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. «Пучина», Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. «Пролетарий», [Харьков], [1926]; Адъютанты господа бога,
88 Роман-хроника, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1927 (было три издания в 1927); Кольцо «А», Юмористические кинорассказы, изд. «Кинопечать», М. — Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. «Круг», [M.], 1927; Банный лист, Рассказы, изд. «ЗиФ», М. — Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. — М., 1928; Склока, Комедия, изд. «Теакинопечать», [М.], 1928; Вокруг Парижа, изд. «ЗиФ», М. — Л., [1929]; Высшая мера, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., [1929]; Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. «Теакинопечать», М., 1929; Письма об Испании, изд. «Федерация», М., 1930 (изд. 2-е, М., 1931); Записки спутника, «Издательство писателей в Ленинграде», Л., [1932]; Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека «Огонек»); Время, пространство, движение, [Автобиографическая повесть], 2 тт., изд. «Советская литература», М., 1933. II. Рецензии: Правдухин В., «Красная новь», 1925, IV; Лелевич Г., «Молодая гвардия», 1925, II—III (о «Тайне сейфа»); Фохт У., «Книгоноша», 1926, № 35 (о «Голых королях»); Селивановский А., «На литературном посту», 1927, VII; Лежнев А., «Красная новь», 1927, V (об «Адъютантах господа бога»); Фиш Г., «Звезда», 1928, II; Ежов И., «Красная новь», 1928, II (о «Матросской тишине»); Шафир А., «Новый мир», 1929, № 10; Манфред А., «Книга и революция», 1929, № 4 (о сб. «Высшая мера»); «Книга и революция», 1929, № 10; Николаева Т., «Литературная газета», 1931, № 7 («Вокруг Парижа»); Семенов Б., «Книга и революция», 1930, № 28; Рыкова Н., «Звезда», 1931, № 3 («Письма об Испании»); Тагер Е., «Художественная литература», 1932, № 8; Скоблин Ю., «На литературном посту», 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в «Литературной газете», 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., «Ленинград», 1932, № 7; Дымшиц Ал., «Залп», 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, «Литературная газета», 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, «Литературная газета», 1932, № 32; Оксенов И., «Новый мир», 1933, № 4 (о «Записках спутника»); Никулин Л., Книги и путешествия, «Литературная газета», 1933, № 32. III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Е. Тагер