Николай Никандрович [1883—] — современный писатель. Сын почтового служащего. Образование получил среднее. Начал печататься с 1903. Первый сборник рассказов «Береговой ветер» вышел в 1915. Основной массив произведений Н. относится к послеоктябрьскому времени. Сб. «Береговой ветер» отличается революционными устремлениями. В период подготовки пролетарской революции Н. формировался как писатель-реалист, отражавший жизнь рабочей семьи, быт политических ссыльных. В своих рассказах Н. дал психологическую характеристику персонажей, показал давящие условия царской России. После Октября основной темой Н. стала жизнь мещанства в пореволюционной действительности. Имея первоначально целью изобличение мещанской стихии, Н. на деле гипертрофирует силы мещанства, выпуская из поля своего зрения подлинно новые явления революционной действительности. Мещанство представлено писателем непобедимой силой. В качестве носителя мещанской морали у Н. выступает гл. обр. женщина, интересующаяся лишь вещами и любовными перипетиями, независимо от своей классовой принадлежности. Влияние женщин-самок, хозяек на мужей, по Н., всегда сильнее влияния общественной среды. Если раньше Н. давал сложный социально-психологический облик персонажей, то теперь он характеризует человека лишь со стороны биологической. Обращаясь к изображению капиталистической России (сборник «Весельчаки»), Никандров сумел раскрыть убожество буржуазной морали. Но критикуя последнюю, он не опровергает ее художественным показом новых отношений и представлений людей, а, наоборот, доказывает в своих произведениях якобы активную, действенную силу этой морали и при новых условиях. Подчеркивание биологического начала в человеке проводится Н. и в цикле морских рассказов и повестей («Морской атаман» и др.). Реалистическое изображение действительности в ранних произведениях Н. сменяется в дальнейшем авантюрно-приключенческим и натуралистическим. Ряд произведений Н. (см. напр. «Рынок любви») — образчик бульварной беллетристики. Изобразитель мещанства, Н. является и выразителем его. Библиография: I. Береговой ветер, Рассказы, Кн-во писателей, М., 1915; Диктатор Петр, Рассказ, альманах «Недра», кн. II (М., 1923); Всем утешение, там же, кн. VI (М., 1925); Любовь Ксении Дмитриевны, там же, кн. VII (M., 1925); Собр. сочин., 5 тт., изд. «Моск. т-ва писателей», М., 1928—1929 (т. I — Весельчаки, Рассказы, изд. 4-е; т. II — Все подробности, Рассказы, изд. 7-е; т. III — Рынок любви, Повесть, изд. 4-е; т. IV — Скотина, Повести, изд. 2-е; т. V — Путь к женщине, Роман, изд. 2-е); Морской атаман, изд. «Молодая гвардия», М., 1930; Мирные жители, изд. «Моск. т-ва писателей», М., 1931, и др. II. Полонский В., «Летопись», 1916, III; Журов П., «Красная новь», 1923, IV; «Бюллетень книги», 1923, IV (о «Береговом ветре»); Рашковская, «Русский современник», 1924, III; О. К., «Новый мир», 1925, II (о «Рынке любви»); Правдухин В., «Красная новь», 1925, III; Л., «Новый мир», 1925, VI;
66 Лиров М., «Печать и революция», 1925, V (о «Всем утешение»); Зорич А., «Правда», 1925, № 221; Войтоловский Л., «Новый мир», 1926, III (о «Любви Ксении Дмитриевны»); Н. Н., «На литературном посту», 1927, XIII; Фиш Г., «Звезда», 1927, X; Красильников В., «Октябрь», 1927, № 8 (о «Пути к женщине»); Дукор И., «На литературном посту», 1927, № 19; Тиц Н., «Красная новь», 1927, № 10 (о «Весельчаках»), III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928. В. Красильников