Значение слова ПОЛЕТАЕВ в Литературной энциклопедии

Что такое ПОЛЕТАЕВ

Николай Гаврилович [1889—1935] — современный поэт. Р. в Одоеве Тульской губ. Окончил торговую школу. С 17 лет работал конторщиком на железной дороге. В 1918 поступил в лит-ую студию Московского Пролеткульта. Принадлежал к группе поэтов «Кузница». Печатался с 1918. За исключением ряда стихов 1918—1919, характерных для поэзии «Кузницы» революционной тематикой и отвлеченной символикой образов, весь первый период творчества П. представляет собой скорбные лирические воспоминания поэта о своем прошлом, протекшем в гнилых подвалах городских домов. Эта лирика П. окрашена в тона пессимизма, выражает настроения тех слоев городской бедноты, которые оторваны от революционной борьбы рабочего класса. Лирический герой П. — подвальный одиночка, чувствующий себя одинаково чуждым и в «каменной морде» города и в деревне («я посторонний в поле»). Мотивы социального одиночества и бессилия переплетаются у П. с болезненными мечтами о солнце, «о соловьях, которых не слыхал», с грезами о яркой, красивой жизни. Тусклому подвальному миру противопоставляется незыблемое и светлое — мир природы. Контрастное сопоставление этих двух миров, антитеза мечты и действительности определяют собой

53 образный строй стихов П. («Дождь золотой бьет в голубей, а мы в тоске, а мы в грязи», «крепкая потная, заутюженная жена» и «другая» — «будто пыль цветочная летом, будто на море ясный день»). Перелом в творчестве П. сказался в стихах 1923—1924. В пессимистическую лирику ворвались бодрые, здоровые ноты («Март на Арбате»). Поэт осознал свою спаянность с пролетариатом, в это время он создал широко известное стихотворение о Ленине — «Портретов Ленина не видно». Подобно большинству поэтов «Кузницы» П. испытал на себе сильное влияние символистов, сказавшееся на ритмическом и мелодическом строе его стихов. Для образной системы Полетаева характерно сочетание типичных для арсенала символистской поэтики образов («неизъяснимые огни», «пустота и холод и безмерность», «серебряная дрожь», «пьяная мгла» и т. д.) с простыми, конкретными и реалистическими деталями, к-рыми особенно богаты стихи о подвальном мире. Отличительная особенность стихов П. — их большая лирическая напряженность и непосредственность. П. принадлежит также ряд рассказов из быта мелких железнодорожных служащих. Библиография: I. Стихи, изд. Моск. Пролеткульт, М., 1919 (Биб-ка «Горна»); Песня о соловьях, изд. «Кузница», М., 1921; Сломанные заборы, изд. «Кузница», Москва, 1923; Железнодорожники, Рассказы, изд. «Недра», Москва, 1925; Резкий свет, Стихи, 1918—1925, Гиз, М.—Л., 1926; Стихи, кн. I, изд. «Федерация», М., 1930; О соловьях, которых не слыхал, Избр. стихотворения, изд. Моск. т-ва писателей, Москва, 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935; Статья: О предрассудках в поэзии, «Горн», 1919, кн. IV. II. Автобиографии: при книжке «Резкий свет» и в ст. «Пролетарские писатели», состав. С. Родовым, под ред. П. Когана, Гиз, М., 1925. Статьи и рецензии: Старчаков А., журн. «На посту», 1923, № 2—3; Якубовский Г., Литературные портреты, Гиз, 1925 (или «Прожектор», 1925, № 15); Асеев Н., «Печать и революция», 1926, июнь; Хейфец М., Николай Полетаев, сб. «Современные писатели», II, под ред. А. Ефремина и И. Кубикова, Гиз, М.—Л., 1927; Михельсон В., «Художественная литература», 1933, № 2 (отзыв о сб. стихов «О соловьях...»); Реформатская Н., Лирическая автобиография, «Художественная литература», 1935, № 5 (Отзыв об «Избранных стихах», М., 1935). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М.—Л., 1928. Н. Реформатская

Литературная энциклопедия.