Вильгельм [1861—1903] — немецкий писатель. Р. в помещичьей семье. Изучал юридические науки в Берлине, Бреславле и Лейпциге; некоторое время служил по судебному ведомству. Чувствуя призвание к литературной деятельности, вышел в отставку. Управлял имениями отца; наезжал в Берлин, где вошел в личные сношения с писателями-натуралистами. Творчество П. представляет весьма своеобразное явление в истории немецкого натурализма. Поленц внес сельскую струю в немецкий натурализм, в своей преобладающей части урбанистичный. В его романах дана критика капитализма с позиций нисходящей части немецкого юнкерства, ликвидируемой капитализмом и потому настроенной по отношению к нему критически. Поленц, как и другие представители этой группы, полон сочувствия к разоряемому капиталом крестьянству. В своей аграрной трилогии — «Der Pfarrer von Breitendorf» [1893], «Der B?ttnerbauer» [1895], «Der Grabenh?ger» [1897] — П. показал процесс разрушения капитализмом крестьянского хозяйства, тесно связанный с процессом распада крестьянской семьи. П. выступил здесь в неблагодарной роли защитника патриархального деревенского уклада против капитализма, и недаром его произведения вызвали сочувственную оценку Л. Толстого, написавшего в 1898 предисловие к русскому переводу романа. Ограниченный в своем понимании роли капитализма, неспособный понять значение пролетариата, загипнотизированный властью денег, П. однако сумел с беспощадной правдивостью отразить отрицательные стороны развития капитализма в деревне. Воспроизводя их, он превосходно использовал приемы немецкого натурализма. Всюду подчеркивал П. зависимость психологии от экономического
52 быта деревни и самую тесную связь ее с условиями среды, в к-рой живут и развиваются его герои. Так, консерватизм мышления старого крестьянина П. связывал с патриархальным укладом и косностью крестьянского хозяйства, к-рое ведется из года в год по заведенному порядку. И вместе с тем он показал изменение психики крестьянина под влиянием новых условий существования. За аграрной трилогией последовал цикл романов, посвященных судьбе женщины в капиталистическом обществе. Наиболее значительным является роман «Thekla L?dekind» [1899] — один из лучших романов немецкого натурализма. Здесь П. явился уже бытописателем города, к-рый он критиковал с той же патриархальной точки зрения. П. написал также большое количество рассказов и новелл, среди к-рых наиболее значительной по своим художественным достоинствам является новелла «Wald» [1899], в к-рой трактуется проблема семьи. Чрезвычайно значительным в художественном и социальном отношении является и сборник маленьких деревенских историй под заглавием «L?gensland» [1901]. П. написаны драмы: «Heinrich von Kleist» [1891], «Andreas Bockholdt» [1898] и историческая трагедия «Junker und Fr?hner» [1901], значение которых невелико. Библиография: I. Крестьянин, Роман, перев. В. Величкиной, с предисл. Л. Н. Толстого, М., 1903 (изд. 4, М., 1909; новое изд., с предисл. И. Ф. Попова и со статьями Г. В. Плеханова и Л. Толстого, изд. «Московский рабочий», М., 1928); Предисловие к роману Поленца «Крестьяне» («Полное собр. сочин.» Л. Н. Толстого, под ред. П. И. Бирюкова, изд. Сытина, т. XVI); Деревенский священник, Роман, перев. В. Величкиной, СПБ, 1903; Страна будущего, перев. О. Латернера, СПБ, 1904; Деревенские рассказы, б. г. II. Ilgenstein H., W. v. Polenz, Berlin, 1904; Его же, Некролог Поленца в «Biographisches Jahrbuch», hrsg. v. A. Bettelheim, Bd. IX, Berlin, 1906; Krell M., W. v. Polenz, Lpz., 1910. З. Серапионова