Значение слова ПЛЕТНЕВ в Литературной энциклопедии

Что такое ПЛЕТНЕВ

1.[/b] [trn][m2]Валериан Федорович [1886—] — писатель, критик. Работал столяром. Член партии с 1904. Был дважды в ссылке. Один из теоретиков и руководителей Пролеткульта ( см .), написал для пролеткультовского театра несколько пьес («Лена», «Наследство Гарланда» и др.), ставящих проблемы революционной борьбы рабочего класса. Резкая направленность этих пьес против капиталистического строя и предательства реакционного реформизма, острота и динамичность сюжетных положений не могут компенсировать крайнего схематизма в характеристике персонажей (капиталисты, Гомперс, большевик в « Наследстве Гарланда»). В рассказах П. («На тихом плёсе», «Андрейкино горе» и др.), несколько сентиментальных, автору удалось показать быт пролетариата и пролетарской детворы до революции. Исторический интерес представляют «Болотные огни» — одна из первых [1921] художественных зарисовок послереволюционного кулачества. На взгляды П. в вопросах культуры и искусства оказал сильнейшее влияние А. Богданов ( см .), к-рый под видом «пролетарской культуры проводил буржуазные и реакционные воззрения» (Ленин). Вслед за Богдановым П. опровергал ленинское учение о культурной революции, утверждал, что психологию класса «может дать только художник-пролетарий» («Горн», № 4), фетишизировал «пролетарский быт» как формирующее культуру начало. Взгляды П., наиболее полно выраженные в его статье «На идеологическом фронте» («Правда», 1922, № 217), встретили резкий отпор В. И. Ленина. Пометки В. И. Ленина на статье П. (см. «Вопросы культуры при диктатуре пролетариата», М. — Л., Гиз, 1925) — важнейший документ борьбы с ошибочной линией Пролеткульта. Пометки В. И. направлены против утверждений, что «задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата», против противопоставления интересов трудового крестьянства и пролетариата, против отгораживания пролеткультских организаций и всего дела строительства культуры от борьбы и работы партии и советской власти. Вопросительные знаки и пометки «вздор» стоят там, где Плетнев развивает свой тезис о вредности и гибельности профессионализации для пролетарского писателя, о необходимости для последнего быть «одновременно и художником и рабочим». [m2]692 Отличает Ленин и ряд других положений П., целиком взятых у А. Богданова, напр. о «социализации науки», о «социальном инженере». Наконец ряд пометок Ленина относится к стилю, к путанным «гелертерским» формулировкам Плетнева. В настоящее время П. работает в ГУКФ (Главное управление кино-фотопромышленности). Библиография: I. Беллетристические произведения: Лена, Драма, Ростов н/Д., 1921; Золото, Рассказы, Москва, 1921; Андрейкино горе, Рассказы, М., 1921; Наследство Гарланда, Драма, М., 1924, и др. Статьи: К вопросу о пролетарской культуре, «Наша заря», 1913, № 10—11; Первый шаг, «Борьба», 1914, № 7—8; Вопросы культуры, газ. «Правда», 1922, № 217, 27 сентября; Пути пролетарской поэзии, «Горн», 1923, VIII, и др.; Три точки зрения на пролетарскую культуру, изд. «Пролеткульт», М., 1926. II. О статье Плетнева «На идеологическом фронте» и пометках Ленина: Яковлев Я., О «пролетарской культуре» и Пролеткульте; Его же, Меньшевизм в пролеткультовской одежде — обе статьи в сб. «Вопросы культуры при диктатуре пролетариата», Гиз, М. — Л., 1925; Заметки Владимира Ильича карандашом на полях газеты «Правда» к ст. В. Плетнева «На идеологическом фронте» (фототипические заметки и отметки Ленина); Авербах Л., О пометках Ленина на ст. тов. Плетнева, в сб. статей «Наши литературные разногласия», Л., 1927. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, под ред. Н. К. Пиксанова, М., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Москва — Ленинград, 1929. В. Д. 2.[/b] [trn][m2]Петр Александрович [1792—1865] — критик и поэт. С 1832 — профессор русской словесности Петербургского университета. С 1840 по 1861 — его ректор. С 1841 — академик по отделению русского языка и словесности. В течение 20 лет П. был одним из самых близких друзей Пушкина: ему принадлежит издание почти всех собраний сочинений Пушкина, посвятившего П. своего «Евгения Онегина». После смерти Пушкина, с 1838 по 1846, П. был редактором-издателем «Современника» ( см .). Лит-ую деятельность начал в 1818 стихотворениями, к-рые появились в «Соревнователе», «Северных цветах» и др. Лирические произведения П. выдержаны в сентиментально-элегическом духе и мало оригинальны. Большее значение имела деятельность П. как критика, защищавшего интересы среднего капитализировавшегося либерального дворянства. Отсюда борьба, которую П. — защитник дворянского романтизма — вел с так наз. «ложноклассическим» направлением. В своих критических статьях П. затрагивал вопросы о национальных особенностях лит-ры, о значении народной стихии, сочетая разработку этих проблем в духе исторического метода с характерным для его группы вниманием к формальной стороне разбираемых произведений. Считая лит-ру орудием самодовлеющего эстетического наслаждения, П. враждебно относился к подымавшейся в 30—40-х гг. революционно-разночинской критике; он был напр. ожесточенным врагом Белинского. Библиография: I. Сочинения и переписка, по поруч. II Отд. Акад. наук издал Я. К. Грот, 3 тт., СПБ, 1885 (Критич. статьи и рецензии в первых 2 тт., в т. III — переписка и стихотворения). II. В. Н., Жизнь и литературная деятельность П. А. Плетнева, «Русская старина», 1908, VI—VIII; Круковский А., Плетнев как критик, «Филологические записки», 1916, I; Грот Я., Переписка с П. А. Плетневым, 3 тт., СПБ, 1896; Барсуков И., [m2]693 Жизнь и труды Погодина, 22 тт., М., 1888—1910 (по указ. в т. XXII); Чернышевский Н., Очерки гоголевского периода, СПБ, 1892 (и в «Полном собр. сочин.», т. II, СПБ, 1905); Майков Л., Историко-литературные очерки, СПБ, 1895; Шенрок В., Профессор-словесник старого времени, «Под знаменем науки», юбилейный сборник в честь Н. И. Стороженка, М., 1902; Грот К. Я., «Русский биографический словарь», т. «Плавильщиков — Примо», СПБ, 1905; Розанов И., Пушкинская плеяда, М., 1923, стр. 47—92. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. — Л., 1924.

Литературная энциклопедия.