Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Арсеньев Николай Сергеевич ( 1888 - 1977 ), русский религиозный писатель, публицист, культуролог.
Родился 16 мая 1888 года в Стокгольме в семье дипломата. В 1910 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Большую роль в становлении взглядов Арсеньева сыграли философские кружки и общества, которые он активно посещал: Общество памяти кн. С. Н. Трубецкого (по собственному признанию Арсеньева, сам он был под сильнейшим влиянием книг Трубецкого), «Кружок ищущих христианского просвещения» («душой» которого был В.А. Кожевников ), Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва и др.
Продолжил учебу в Германии , получил степень доктора философии в Кёнигсбергском университете. С 1914 г. приват-доцент кафедры западноевропейской литературы Московского университета. В 1914 - 1916 гг. служил в Красном Кресте на северо-западном фронте.
В революции 1917 г. Арсеньев видел болезненный разрыв культурной преемственности и в нескольких брошюрах призывал соотечественников к духовной и гражданской ответственности. С ноября 1917 по февраль 1918 г. находился в Белой Армии . В 1918 - 1920 гг. профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского университета. В эти годы Арсеньев дважды подвергался аресту, в 1920 г. эмигрировал.
Преподавал историю русской культуры и духовной жизни на философском факультете Кёнигсбергского университета ( 1920 - 1944 ) и богословские дисциплины на православном факультете Варшавского университета ( 1926 - 1938 ). Арсеньев стал одним из членов-учредителей Софии Св. братства, основанного протоиереем С. Булгаковым (Прага, 1923 ), живо интересовался церк. и культурной жизнью русской эмиграции, особенно молодежи, присутствовал на съездах русского студенческого христианского движения (РСХД). Арсеньев участвовал в конференциях Албания св. и прп. Сергия содружества и экуменическом движении (конференции в Лозанне ( 1927 ) и Эдинбурге ( 1937 )). Являлся постоянным автором ж. «Путь» . В 1945 г. Арсеньев выехал из Германии в Париж . Преподавал в различных учебных заведениях. В 1948 г. переехал в США , куда был приглашен в качестве профессора Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке , где одновременно с Н. С. Арсеньевым работали Н. О. Лосский , протоиерей Г. Флоровский , Г. П. Федотов . В этот же период Арсеньев - почетный доктор богословия Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского в Париже ( 1960 ), приглашенный профессор в Монреальском университете и профессор истории культуры в Русско-Американском институте в Нью-Йорке ( 1963 ). В 1971 - 1977 гг. председатель Русской академической группы в США . Арсеньев читал лекции в университетах и христианских организациях европейских стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII ( 1959 ), в качестве почетного гостя присутствовал на II Ватиканском Соборе .
Арсеньеву принадлежат многие работы на культурологические, литературоведческие и философско-богословские темы, воспоминания, несколько сборников стихов. В ранних сочинениях Арсеньев исследует пессимистическое миросозерцание как общее явление в культурах разных эпох и народов и ставит задачу преодоления «пессимизма на путях мистики» [1] . В христианской мистике он находит примеры единства духовной жизни на Востоке и Западе. Это единство, по мнению Арсеньева, ярко проявилось в образах великих святых, «сияющих для одного народа... а потом, через ряд веков, воссиявших и для многих других христиан другой культуры, другого исповедания» [2] . Начиная со 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. в сочинениях Арсеньева значительное место занимает проблема единения христиан. Его работы имели важное значение для русской диаспоры.
Скончался 18 декабря 1977 года в Сиклиффе , США.
Сочинения
Жажда подлинного Бытия: Пессимизм и мистика. Берлин, 1922;
Пессимизм и мистика в древней Греции // Путь. П., 1926. № 4. С. 450-461; № 5. С. 589-603;
О современном положении христианства. Варшава, 1927;
О литургии и таинстве Евхаристии. П., 1928;
Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1929. Ч. 1: Православие и католичество;
Православие, католичество и протестантизм. П., 1930. 19482;
Доклад смешанной богословской комиссии [по вопросу сближения Англиканской и Православной Церквей]. Варшава, 1932;
Из жизни Духа. Варшава, 1935;
Религиозный опыт апостола Павла. Варшава, 1935. Мюнхен, 1960;
Эллинистический мир и христианство. Варшава, 1935; Мюнхен, 1960;
The Primitive Christian Message and Present-Day Religious Trends. Milwaukee, 1936. L., 19372;
The Devotional Meaning of the Eucharist: the Coming and the Presence of the Lord // The Ministry and the Sacrament. L., 1937. P. 80-94;
The Holy Moscow. L., 1940;
Von dem Geiste und dem Glauben der Kirche des Ostens. Lpz., 1941;
[Вступ. ст.] // Хомяков А. Избр. соч. Н.-Й., 1955;
Die Verklärung der Welt und des Lebens im ästhetischen und religiosischen Erlebnis. Gütersloh, 1955 (на рус. яз: Преображение мира и жизни. Н.-Й., 1959);
Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959. L., 19922; Revelation of Life Eternal. N. Y., 1963;
La piété russe. Neuchâtel, 1963;
Die geistigen Schicksale des russischen Volkes. Graz, 1966;
О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966 [Библиогр.];
О Достоевском: Четыре очерка. Брюссель, 1972;
Единый поток жизни: (К проблеме единства христиан). Н.-Й., 1973, 19932;
Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974;
О красоте в мире: Сб. ст. Мадрид, 1974.
Литература
Плетнев Р. В. Н. С. Арсеньев // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. / Под. ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 176-185;
Балуев И. Профессор Н. С. Арсеньев // Новый журнал. Н.-Й., 1979. Кн. 131. С. 267-271;
Зап. рус. акад. группы в США. Н.-Й., 1979. Т. 12: Посвящается памяти Н. С. Арсеньева [статьи С. А. Зеньковского, Г. А. Штаммлера, А. П. Оболенского, архиеп. Иоанна (Шаховского); библиогр. Т. Берда]. С. 7-61;
Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. П., 1991. С. 268, 276;
Хализев В. Е. Н. С. Арсеньев как культуролог и литературовед // Обществ. науки за рубежом. Сер. 7. 1992. № 5/6;
Филонова Л. Г. Н. С. Арсеньев // Русские философы: Кон. XIX - сер. XX в.: Антология. М., 1993. С. 5-17;
Jernakoff N. N. S. Arseniev: His Contribution to Russian Religious and Philosophical Thought // Зап. рус. акад. группы в США. Н.-Й., 1994. Т. 26. С. 129-143;
Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1929-1939 / Сост. Н. А. Струве. М.; П., 2000.
Использованные материалы
Статья из I тома «Православной энциклопедии» 2001 г.
[1] Жажда подлинного бытия. С. 7
[2] Единый поток жизни. С. 64
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент