Значение слова ПИНДАР в Литературной энциклопедии

ПИНДАР

[ок. 518—442 до нашей эры] — греческий поэт; принадлежал к знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии, певцом которой П. и является. Его произведения относятся к области хорической лирики, т. е. песнопений, исполнявшихся хором на празднествах. Из 17 книг П., собранных александрийскими филологами и обнимающих различные виды праздничных (в том числе и культовых) песнопений, сохранилось собрание «эпиникиев» — хвалебных стихотворений в честь победителей на «играх» (гимнастических состязаниях). Оно разделено на 4 книги соответственно месту игр (олимпийские, пифийские, немейские, истмийские оды). Эпиникии писались по заказу чествуемых лиц, а т. к. для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех ценен в первую очередь как проявление «классовой доблести», то и прославление победителя-героя происходит в соотнесении его с мифологическими повествованиями и с классовой этикой. (О структуре эпиникия П. см. « Ода античная »). Миросозерцание П. строго-консервативно и совершенно не затронуто ионийской критикой традиционных ценностей: он твердо верит в божественное всемогущество, не доверяет знанию, ценит богатство и славу и признает только прирожденные доблести. Этическое углубление

642 аристократической идеологии, которое характерно для религии Аполлона Дельфийского ( см .), находит в П. красноречивого выразителя. П. — последний поэт греческой аристократии, и его значение не в создании новых форм, а в завершении старых. Богатство строфики, пышность образов, торжественность и ораторская выразительность яз., которая ставит П. на первое место среди греческих лириков, вполне гармонируют с его архаическим мировоззрением. При жизни Пиндар пользовался очень большой славой. Демократические Афины относились к нему с неодобрением, но в эллинистическую и римскую эпохи ораторская торжественность П. вызывала интерес, а школа ценила этическое содержание его од; лит-ой актуальности произведения П. уже не имели. «Пиндаризирование» нового времени [от XVI до начала XIX в.] обычно сводилось к высокопарной транспозиции горациевой манеры в формы европейского барокко и к попыткам воспроизведения пиндаровской строфики. Иллюстрация: Обложка к « Одам » Пиндара [ 1599 ] Библиография: I. Творения Пиндара, перев. П. Голенищева-Кутузова, с разн. примеч. и объяснениями..., 2 чч., М., 1804; Пиндар, перев. с греч. И. Мартынова с примеч., 2 чч., СПБ, 1827; отдельные оды переведены В. В. Майковым, «Журн. мин. нар. просвещ.», 1892 — чч. 282—283; 1893 — чч. 285—286, 290, 1896 — ч. 305, 1898 — ч. 317, Вяч. Ивановым в кн. Зелинского Ф. Ф., Древнегреческая литература эпохи независимости, ч. 2, П., 1920; Opera (Boeckh A.), 4 T., Lpz., 1811—1821; Carmina, Rec. O. Schr?der («Poetae lyrici Graeci», Ed. 6, Pars I, v. I), Lpz., 1923; Ib., ed. O.

643 Schroeder in «Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana», Lpz., 1914. Комментарии к пифийским одам: Schr?der О., Pindars Pythien, erkl?rt, Lpz., 1922. II. Croiset A., La po?sie de Pindar, P., 1880; Dornseiff F., Pindars Stil, Berlin, 1921; Wilamowitz-M?llendorff U., v., Pindar, Berlin, 1922; Schadewaldt W., Der Aufbau d. pindarischen Epinikion, Halle, 1928. И. Троцкий

Литературная энциклопедия.