Пиндар (PindaroV) - лирический поэт (622 - 448 до P. Хр.), уроженецКиноскефале, предместья Фив в Беотии, почему поэт называет себяфивянином, а Фивы - своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали усвященной горы Геликона, близ источника Дирки; гора почиталасьместожительством муз, пользовавшихся водою источника, от которого П.получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту, П. принадлежал кзнатному роду Эгеидов, глава которого был спутником основателя Фив,Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес; из Спарты Эгеидывывели колонию на о-в Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом, вышлив Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в пифийской оде(V, 65, сл.). Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождюмуз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона вДельфах - с пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков,нашедшая в Пиндаре совершеннейшего представителя, была неотделима отпения, музыки и танцев; всем этим искусствам П. обучался частью в родномдоме, где игра на флейте была наследственна, частью у беотийскихпоэтесс, Миртис и Коринны, а главным образом в Афинах, у Аполлодора,Агафокла, Ласа; здесь же он мог познакомиться с поэзией Симонидакейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов,семейные предания, сама природа родных мест должны были сообщитьпоэтическому дарованию П. направление по преимуществу религиозное иторжественное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественнымаристократам, свободное от местной или партийной исключительности. Ни вотрывках, ни в победных песнях, сохранившихся целиком, невозможноотыскать даже намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правленияили к какому-нибудь из греческих государств. Как певец, он жаждет славыу всех эллинов. Более всего ненавистны ему брань и раздоры ("дажеглупцам легко потрясти государство, но трудно восстановить его безпомощи богов"). Он прославляет мирные подвиги, гражданские и личныедобродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве к мируПолибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с предателямиЭллады во время нашествия Ксеркса; но целые эпиникии, отрывки другихстихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что П. разделял общуюрадость эллинов по случаю торжества над персами и открыто признавал заафинянами и эгинетами высшую заслугу в деле охраны Эллады отпосягательств варваров. Афины он называл "опорою Эллады", "блестящими","главными", "достойными песнопений"; по словам Исократа, афиняне дали заэто П. звание проксена и уплатили ему 10 тыс. драхм, а по свидетельствуПавсания и др. - почтили его бронзовой статуей, Занятие поэзией П. обратил впрофессию; в большинстве случаев он писал по заказу тиранов, знатныхграждан или республик, получая за исполнение заказов условленную плату.Важнейшие из его стихотворений, эпиникии, имели целью прославлениепобедителей на обще эллинских празднествах, а также самих празднеств; вних не было места ни выражениям областного патриотизма, ни развитиюличных мотивов поэта. П. разделял обще эллинские религиозные верования,что не мешало ему, как и Эсхилу, высказывать спиритуалистическиевоззрения на божество; из богатой сокровищницы мифов П. в каждом данномслучае выбирал рассказы и имена наиболее отвечающие ожиданиям слушателейи его собственной задачи. Он не пропускал случая внушать своиммогущественным героям такие правила поведения относительно подчиненныхили народного большинства, которые в массе слушателей могли тольковызывать живейшее сочувствие. Не могли они не сочувствовать икрасноречивым напоминаниям поэта о мире и его благах, одинаково дорогихи понятных всем эллинам, без различия парий в государств. Вот почему,получая деньги и почести от афинян, проживая подолгу на Эгине, П. в тоже время пользовался гостеприимством тиранов сиракузских, агригентских,киренских, поддерживал сношения с царем македонским Александром, сзнатными семействами Родоса, Тенедоса, Коринфа. Служители богов дорожилиего стихотворениями религиозного содержания: его гимн Зевсу Аммонскомубыл начертан на столбе в храме; кажется, 7-ая олимпийская ода, в честьродосца Диагора. была записана золотыми буквами в храме Афины в Линде.Из уважения к славе П. Александр Вел. при разрушении Фив, в 335 г.,пощадил его дом, вблизи святилища Диндимены. Умер П. вдали от родины, вАргосе. Наиболее ранней из од П. считается Х пифийская, в честь мальчикаиз фессалийского рода Алевадов, написанная в 502 г. до Р. Хр.;позднейшая, IV олимпийская, относится к 451 г. Стихотворения П., в 17книгах, подразделялись грамматиками на следующие виды: гимны, пеаны,дифирамбы, просодии, парфении, гипорхематы, энколии, френы, сконии,эпиникии. В целости, если не считать конца последней книги, дошел до настолько последний разряд стихотворений, по степени важности общеэллинскихпразднеств расположенных в 4 книгах: оды олимпийские (14), пифийские(12); немейские(11), истмийские(7). Как эпиникии (победные песни), так ивсе прочие стихотворения П. принадлежат к хоровой лирике и подчинены ееправилам в рифмическом и стихотворном построении, а равно в способеисполнения: каждое стихотворение было песней, которая исполнялась хором,под аккомпанемент флейты или лиры (или обоих инструментов) и рифмическихдвижений хора. Не менее эпиникий ценились древними и другие потерянныедля нас стихотворения Пиндара, как это видно из оды Горация (IV, 2). Мыне имеем возможности судить о музыкальной и пластической стороне поэзииП., о том впечатлении, какое производила она, в гармоническом сочетаниис музыкой и танцами, на пирах владык и знатных граждан, в торжественныхрелигиозных процессиях к храмам, жертвенникам или местам вечногоупокоения усопших. - Нынешняя редакция эпиникий восходит калександрийским грамматикам; хронология большей их части установленавпервые А. Бёком в его монументальном издании П., со схолиями и латин.переводом, с объяснительными комментариями и монографией о стихосложенииП. (Б., 1811 - 21). Диссен; Шнейдевин, Г. Герман, Бергк, Т. Моммзен, В.Христ, А. Круазе и др. продолжали дело Века, как в восстановлениитекстов П., так и в разностороннем разъяснении его поэзии. Назначениемод П., было придать возможно большую торжественность и общий интересликованию победителя и его сограждан, следовавшему за победой на одномиз национальных праздников. Эллин всегда дорожил доброю и долгою памятьюв потомстве, всячески поддерживал связь с предшествующими поколениями,восходившими до самых богов, никогда не изменял вере в то, что истинныйвиновник и бедствий человека, и его счастья - божество. Все эти мысли ячувства должны были находить себе место и в том празднестве, которымчествовал свою удачу победитель на общенародных играх; возможно болееяркое выражение обязан был дать этому настроению поэт, призванныйукрасить празднество победителя. Торжественный тон составлял непременноесвойство песни, проникнутой чувством благодарности к богам и боязньючем-либо не угодить им. 0билие правил, соблюдение которых может уберечьнастоящего победителя и всякого другого смертного от кощунственныхдействий относительно богов и от насильственных поступков по отношению клюдям, было второй необходимой чертой победных песен. Правила эти былитем внушительнее, что поэт (как и афинские трагики) освещал их примерамииз области сказаний о богах и героях. Поэт, достойным образомувековечивавший имя победителя, пользовавшийся этим случаем для того,чтобы почтить богов, научить смертных добру, доставить слушателям иотдаленным читателям художественное наслаждение, сам твердо верил в своепризвание, в свое право на восторги современников. Когда П. открыто ичасто говорит о достоинствах своих песен, провозглашая их бессмертие, онсвидетельствует этим, что его песни отвечали глубочайшим душевнымдвижениям эллина. "Памятник" Горация: Exegi monumentum aere perennius,вдохновлявший многих последующих поэтов - не более, как подражание П.(пиф. VI, 10): в устах греческого поэта уверенность в бессмертии былалишь выражением открытого, всенародного признания его великой роли. Из44 эпиникий некоторые посвящены тиранам, другие - частным лицам,уроженцам различных эллинских государств. Не следует забывать, чтогреческие храмы, пиршества, религиозные собрания оглашались и другимивидами песнопений П., так что он был гораздо больше певцом народным,обще эллинским., нежели панегиристом владык или богачей. Этимобъясняется независимый тон его эпининий, в которых похвалы лично героюзанимают обыкновенно весьма скромное место. Если оды П. не всегда и нево всех частях и подробностях доступны нашему пониманию, то взначительной мере они были такими же и для большинства егосовременников. Трудность понимания П. происходит, главным образом, оттого, что ему не казалось согласным с достоинством его музы входить вболее ясные и более многочисленные указания на личные или местныеобстоятельства. В одах П. центральную и наиболее распространенную часть(dmjaloV ) составляет, большею частью, какой-либо мифологический илилегендарный рассказ; ему предшествуют и за ним следуют краткие обращенияпоэта к воспеваемому победителю, похвалы народному празднеству; наконец,в разных местах оды вставлены общие суждения, в виде собственныхафоризмов автора или хорошо известных народных речений. Так, в 1олимпийской оде содержатся похвалы Гиерону, как правителю мудрому,правосудному и любящему науки, и упоминание о коне Ференике, доставившемпобеду господину в Олимпии (ст. 1 - 23); засим идет миф о Пелопсе,давшем имя полуострову и также победившем в олимпийском состязании присодействии божества (24 - 103); в последних 17 стихах поэт снова говорито Гиероне и о своей музе. Взаимное отношение составных частей в одах П.особенно ярко характеризует IV пифийская ода, в 229 стихов. Воспетыйздесь поэтом киренец Аркесилай был прямым потомком основателя Кирены,Батта, происходившего от аргонавтов; это последнее обстоятельство даетповод П. изложить легенду о Язоне и Медее, об основании города (4 -262); в конце песни поэт ходатайствует перед Аркесилаем о помилованиянекоего Демофила. В мифических своих рассказах П. или восходил кначальным временам городов и народных праздников, к предкам победителей,или высказывал свои пожелания победителям и намекал на аналогичныесовременные отношения; в развитии мифической части оды могли иметь местои чисто художественные мотивы. Во всяком случае в эпиникиях П. мифы былипреимущественно формою, которою поэт пользовался для своих целей, смифической стариной не имевших ничего общего: в этом существенноеотличие П. от эпических поэтов более древнего времени, у которых П.заимствовал свои рассказы. П. шел еще дальние: не отвергая реальногосуществования народных богов и героев, он не мог помириться со многимиподробностями сложившихся о них басен, так как они не согласовались ни сего нравственным чувством, ни с его религиозными воззрениями; такиеподробности он отвергает, как вымысел поэтов, оставляя неприкосновеннымипрочие части мифа или легенды. В IX олимп. поэт говорит о том, какГеракл ополчался на самих богов - Посейдона, Аполлона, Плутона, - но тутже останавливается: "прочь эти речи: хулить богов - ненавистнаямудрость; возноситься сверх меры прилично безумцам". С ужасом исмущением спешит поэт закончить рассказ о братоубийстве Пелея иТеламона, не дерзая, однако, отрицать само событие (нем. V, 12 - 16).Великаны Алкионей и Антей, крылатый Пегас, чудовищная Горгона, Химера,Тиеон о ста головах и т. п. мифические образы имеют для П. такой жереальный смысл, как и легендарные предки воспеваемых им победителей; нов тоже время он с негодованием отвергает рассказ о том, как Танталзарезал сына своего Пелопса и мясо его подал богам, как плечо Пелопсабыло съедено Деметрой и т. д. Поэт предлагает собственный вapиaнт этогорассказа: Пелопс был взят Зевсом на олимп, как Ганимед; когда он исчез,злые соседи стали распускать слухи, будто он был разрезан на части,сварен в кипятке и куски мяса были съедены. "Прочь от меня такие мысли -никого из богов я не могу называть алчным" (олимп. I, 30 - 55). Он неподвергает сомнению рассказ о любви Аполлона к нимфе Корониде, нопочитает недостойною всеведущего божества подробность, сообщаемуюГезиодом, будто Аполлон узнал об измене возлюбленной от ворона; вподобной помощи Аполлон не нуждался (пие. Ill, 25). В большинствеслучаев благочестивый поэт обходит молчанием такие истории о богах,которые в его время и по его понятиям не сделали бы чести и простомусмертному. Согласно с орфиками и пифагорейцами, П. верит в загробнуюжизнь и в воздаяние каждому по заслугам (олимп. II, 62 сл.); наклонностьк монотеизму выражается в превознесении Зевса над прочими небожителями,как божества единого, вечного, дарующего силу другим божествам. Какчасть повествовательная, мифологическая, так и обращения к победителямизобилуют моральными сентенциями: "справедливость - несокрушимаятвердыня государств", "в нужде все благо", "закон царит над всем", "дажемудрость склоняется пред корыстью" и т. д. Торжественности настроениясоответствовала речь эпиникий, в основе своей эпическая не только поподбору слов, по обилию эпитетов, метафор, метонимий, но даже подиалектическим особенностям; имеющиеся в одах дорические и эолийскиеобразования - кажется, в зависимости от того, к какому из племенпринадлежал воспеваемый в оде победитель, - сообщали эпяникиям характерсвоеобразной хоровой лирики, окончательно установившейся со времениСтесихора. Стесихору следовал П. и в расположении стихов по триадам,состоящим из строфы, антистрофы и эпода, применительно к движениям хорапри исполнении песни. В отношении ритма и метрики каждая одапредставляет собою отличное от прочих целое; общий стихотворный размеримеют только III и IV истм. оды. Музыкальное разнообразие проникаетсобою не только отдельные оды и составные части триад, но и отдельныестихи каждой группы в триаде. Любимый размер П. - дактило-эпитриты:впрочем, метрами собственно пиндаровскими называются триантиспастических (И - - И И - - И И - - И ...). Дактило-эпитритическоепостроение строфы находится в 19 эпикиниях; в других П. предпочиталболее подвижный размер - эолийские логаэды. Древность греческая иримская признавала превосходство П. над прочими лириками, называя еголириком по преимуществу, торжественным, великолепным, неподражаемым.Гораций сравнивает П. со стремительным потоком, который напоен дождями изатопил берега; подражателей П. он уподобляет Икару, восковые крыльякоторого растаяли при приближении к солнцу (Од. IV, 2). С Горациемсогласен Квинтилиан. После разноречивых суждений критиков XVII и XVIIIвв., А. Бёк, в начале XIX в., положил начало всестороннему, строгонаучному исследованию поэзии П. (Б., 1811 - 21). Древнейший из списковП., cod. Ambrosianus, относится к XII в. Литература. Изд., кроме Бёка: Т. Mommsen, "P. carmina" (Б., 1864);Bergk, "Poetae lyr. Gr. " (2 изд., 1, Л., 1884); W. Christ, "Bibl.Teubn. "(Л., 18691; Rumpel, "Lexicon Pindaricum" (Л., 1883). cm.Rauchenstein, "Einleitung in P. Siegeslieder" (Aap., 1843); Mezger, "P.Siegeslieder" (Л., 1880); A. Croiset, "Poesie de P. " (П., 1880);"Творения" П., перевел. П. Голенищевым-Кутузовым (М., 1803); Иноземцев,"Пиндар" ("Ж. М. И. Пр.", 1876, окт.); В. Майков, "Жизнь П. " ("Ж. М. Н.Пр. ", 1887); его же, "Эпиникии П. " (там же, 1892, 1893). Переводили изП. Державин, Мерзляков, Водовозов. Ф.Мищенко.
Значение слова ПИНДАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПИНДАР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012