Значение слова ПИКСЕРЕКУР в Литературной энциклопедии

Что такое ПИКСЕРЕКУР

Гильбер, де [Ren? Charles Guilbert de Pix?r?court, 1773—1844] — французский драматург, создатель мелодрамы ( см .), прозванный «Корнелем бульваров». Р. в Нанси в оскудевшей дворянской семье. Служил офицером эмигрантской армии в Кобленце. После ликвидации якобинской диктатуры вернулся во Францию. В период Директории начал свою драматургическую деятельность. Первые опыты его были неудачны. Только «Victor, ou L’enfant de la for?t» [1798] выдвинул его на первое место среди драматургов бульварных театров. Эта пьеса положила начало популярнейшему жанру буржуазной драматургии начала XIX в. (мелодраме), ставившему целью отвлечение массы от революционной борьбы, подчинение ее буржуазной законности и мещанской морали. Деклассированный аристократ, П. стал проводником охранительных тенденций победившей буржуазии. Этим задачам служила тематика бульварного «романа ужасов», воспринятая П. у Дюкре-Дюминиля, в сочетании с отзвуками шиллеровских «Разбойников» и с излюбленным П. конфликтом между «голосом крови» и чувством благодарности. Основные конструктивные особенности жанра мелодрамы, намеченные в «Викторе», закрепляются затем в шедевре Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны» (Coelina, ou L’enfant du myst?re, 1801) и проходят красной нитью сквозь всю его последующую драматургию (120 пьес). Расцвет его славы падает на время военной диктатуры буржуазии при Наполеоне. К этому периоду относятся такие знаменитые мелодрамы П., как «Человек о трех лицах» (L’homme ? trois visages, ou Le proscrit, 1801), «Жена двух мужей» (La femme ? deux maris, 1803), «Текели» (Tekeli, 1803), «Крепость на Дунае» (La forteresse du Danube, 1804), «Ангел хранитель, или Женщина-демон» (L’ange tut?laire, ou Le d?mon femelle, 1805), «Цистерна» (La citerne, 1809), «Развалины Вавилона» (Les ruines de Babylone, 1810), «Собака Монтаржи» (Le chien de Montargis, ou La for?t de Bondi, 1814, русск. перев. — «Обриева собака») и др.

636 Пьесы П. были переведены почти на все европ. языки, в том числе и на русский, и с успехом шли на русской сцене, начиная с 1803. Библиография: I. Th??tre choisi, 4 vv., Nancy, 1841—1843; Guerre au m?lodrame, Paris, 1818. Часть пьес П. вошла в многотомный сборник Le peintre, R?pertoire g?n?ral du th??tre fran?ais, 5-me s?rie: Melodrames, 20 vv., P., 1818—1825. Русские переводы П., печатные и литографированные, очень многочисленны; все они собраны в Центральной библиотеке русской драмы в Ленинграде. II. Virely A., Guilbert de Pix?r?court, P., 1909; Hartog W. G., Guilbert de Pix?r?court, sa vie, son m?lodrame, sa technique et son influence, P., 1913; Heal F., Guilbert de Pix?r?court, sein Leben und seine Werke, Erlangen, 1912; Est?ve E., Les droits d’auteur de Guilbert de Pix?r?court, «Revue d’histoire litt?raire de la France», P., 1919; Marsan J., Le m?lodrame et Guilbert de Pix?r?court, «Revue d’histoire litt?raire de la France», VII, Paris, 1900, p. 196—220; Lacey A., Guilbert de Pix?r?court and the French romantic drama, Toronto, 1928. См . также библиографию к ст. « Мелодрама ». С. М-ский

Литературная энциклопедия.